Консультация для родителей «Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»
консультация (подготовительная группа)

Коробейникова Татьяна Ильинична

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr._solnyshko_konsultatsiya.docx182.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»

Picture background

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Развивать восприятие у детей лучше начинать с использования народных сказок. Как известно, сказка является одним из самых любимых детьми литературных жанров. На начальном этапе, рассматриваются народные сказки о животных («Теремок», «Лиса и козел», «Заяц –хваста», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», затем волшебные народные сказки («Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Иван царевич и Серый волк». По окончании прослушивания сказки проводится анализ, который позволял формировать представления детей о жанре, о композиции сказки. Каждое ознакомление детей со сказкой обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. Дети учатся отличать сказку от других видов произведений. Немаловажным моментом обучение детей является передача реплики героев с соответствующей интонацией. Для этого необходимо обсудить поступки героев сказки, предложить детям представить эмоциональные состояния героев и высказать реплику героя с соответствующей интонационной окраской. Например, работая по сказке «Заюшкина избушка», дети должны говорить за лисицу, просящую зайца пустить ее в свою избушку, нежным, ласковым голосом; передавать разговор лисы, выгоняющей зайца из избушки, резким, грубым голосом. Большое внимание уделяется пониманию детьми смысла незнакомых слов. С помощью педагога, дети пытаются подбирать подходящие по смыслу знакомые слова. Например, к слову «горюет» слова «печалится, грустит», выражение «на ворон зазеваться» было пересказано как «быть невнимательным». Для наиболее эффективного восприятия, к литературным произведениям подбираются красочные иллюстрации. Используя особенность дошкольников лучше усваивать материал при подаче его зрительно, необходимо подготовить к различным сказкам опорные схемы – мнемотаблицы, в которых содержится условное обозначение героев сказок, их поступков, развивающегося сюжета. Дети учатся понимать традиционные способы построения сказки, организации сюжета в ней. Для этого детям нужно придумать название к зачину сказки, середине и концу. Разбирая, о чем говорится в начале сказки, дети придумывают название к нему. Активизируя словарь детей, побуждая их применять наиболее красочные прилагательные в описании героев сказки,,  используется такой прием, как словесное рисование. Детям предлагается следующее: «Представьте, что вы художники и вас попросили нарисовать иллюстрации в книжку по сказке «Гуси - лебеди». Какой бы вы нарисовали Машеньку, когда она не нашла Ванюшку возле дома? (встревоженной, опечаленной). Каким голосом печка (яблоня, речка) просила Машеньку помочь? (уставшим, тяжелым). Какой бы вы нарисовали бабу Ягу в своей избушке? (злой, нахмуренной, сердитой). И т. д..». При чтении детям сказок можно использовать музыкальное сопровождение.  Эмоциональные впечатления детей усиливает   рассматривание иллюстраций. В результате, дети замечают цветовую гамму произведений живописи, их композицию, общий колорит.

Неотъемлемую часть занятий составляют игры – драматизации. Этот прием является наиболее любимым детьми, и оставляет красочный след в восприятии сказки ребенком. При постановке сценических этюдов необходимо задействовать всех детей. В свободной самостоятельной деятельности дети с удовольствием будут изготавливать атрибуты для. Затем детям можно предложить нарисовать рисунки на тему прочитанной сказки, увиденной картины, услышанной музыки.

Уважаемые родители, таким образом, развивается способность детей ярко и образно воспринимать сказочных персонажей, действия героев сказки, дети знакомятся с жанровыми особенностями сказок и малых фольклорных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Консультация для родителей "Возростные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелле...

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него ...

Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"

Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"...

консультация для родителей Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Возрастные особенностивосприятия литературных произведений дошкольникамии задачи ознакомления детей с книгой...