Консультация для родителей: "Особенности формирования временных представлений у детей с ТНР"
консультация по математике на тему
В консультации отражены затруднения дошкольников с ТНР при восприятии времени и даны рекомендации по формированию временных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.osobennosti_formirovaniya_vremennyh_predstavleniy.docx | 97.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования временных представлений
у детей с ТНР
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы, наблюдая за сменой времен года. Поэтому детям, уже в дошкольном возрасте, жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. Для этого взрослый должен показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Дети учатся определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Но специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»
В формировании представлений о времени огромную роль играет слово: именно в нём разделяются и обобщаются, различные временные отрезки, наполняются особым смыслом. В основе формирования языковых средств обозначения временных категорий лежат такие характеристики, как последовательность (непрерывность следования каких-то явлений) длительность, одновременность определённых событий явлений. Это вызывает серьезные затруднения у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: дети с трудом воспроизводят в нужном порядке какие-то явления (названии дней недели, названиях месяцев и т.д.), имеют ошибочно сформированные языковые обозначения временных представлений вследствие нарушения процесса последовательности. Дошкольник не только должен иметь представление о последовательности смены явлений, их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций.
Работа по формированию временных представлений традиционно начинается со знакомства детей с частями суток, формирования умения определять их по цикличности деятельности человека. Затем детей знакомят с последовательностью и отличительными признаками времен года. На начальном этапе формируется набор признаков, характеризующих определенное время года. Например, весна – это бегущие ручейки, капающие сосульки, цветущая мать-и-мачеха и т.д. С этой целью используются фотографии и картинки текущего времени года, на которых отражены сезонные изменения природы, одежда и занятия людей и прочее. Могут предлагаться как пейзажные снимки, так и крупные планы растений, животных, людей. Взрослые рассматривают с детьми фотографии, проводят словарную работу, закрепляют отличительные признаки данного времени года, сравнивают фотографии (картинки) ранней и поздней весны, осени, лета.
По этому же принципу необходимо формировать представления детей о временах года, как о составных частях года, месяце, неделе, об отношениях между ними, познакомить с календарем: (7 последовательных дней - это неделя, 4-5 недель - это 1 месяц, 3 последовательно сменяющихся месяца - это 1 пора года – время года).
На седьмом году жизни нужно знакомить детей с приборами измерения времени (секундомер, часы), формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса, четверти часа, расширять и углублять представления о частях суток, о характерных для них временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря.
Содействовать развитию чувства времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии
С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей"
Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую поз...
Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»
Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, ...
Консультация для родителей «Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»В мире высоких технологий нашими главными консультантами и помощниками остаются кал...
Консультация и рекомендации на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Консультация и рекомендации для родителей по теме "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"...