Формирования гендерной идентичности у детей в ДОУ
консультация
Модель образовательного пространства в Дошкольном образовательном учреждении для формирования гендерной идентичности у детей.
- Модель педагогического процесса
- Модель образовательной среды
- Модель работы с родителями
Принцип преемственности ступеней образования, как одна из ведущих позиций отражён в последнем нормативном документе ФГОС ДО.
Целевые ориентиры стали для дошкольного образования – социальные и психологические характеристики достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Точку соприкосновения со школой в вопросах преемственности можно проследить если сравнить их с универсальными учебными действиями ФГОС НОО.
Все 4 позиции: 1) Личностные универсальные учебные действия
2) Регулятивные универсальные учебные действия
3) Познавательные универсальные учебные действия
4) Коммуникативные универсальные учебные действия
Все они, так или иначе касаются образовательной области Социально –коммуникативное взаимодействие. В ДОУ нет уроков, есть игра. Игра в образовательных областях: социально – коммуникативной, познавательной, речевой, художественно эстетической, физической.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей обоего пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
А что современное общество? По сути оно – унисекс. Утеряна связь поколений. Традиционные гендерные стереотипы изменились. На этом фоне меняется и внутренняя психологическая позиция детей. Девочки становятся – грубыми и агрессивными, мальчики принимают женский тип поведения.
А тут ещё и образование в России совершенно бесполое.
В период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли. К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначать себя в соответствии с полом.
В возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: Я – девочка, потом женщина. Я – мальчик потом мужчина, и это не изменится никогда не зависимо от ситуации и личных желаний.
На протяжении всей истории дошкольного образования, с момента открытия в 1863 году Софьей Люгебиль первого детского сада в Санкт - Петербурге – 152 года в дошкольном образовании не меняется модель гендерной образовательной среды. Есть уголки для девочек: куклы, бесполые пупсы, для них кухня, кроватка, мебель. Машинки и кубики для мальчиков. Общие плюшевые мишки, периодически запрещаемые Санпином в силу их плюшевости и соответственно не стерильности.
Пятьдесят лет назад (1959г), прорыв в гендерных игрушках, на правах «нелегала» совершила кукла БАРБИ. Но тогда, она была признана педагогическим сообществом, как вредная игрушка, т.к все в ней противоречило советским установкам о положении женщин в обществе.
Оставим Барби, её 6 братьев и сестер, бойфренда Кена, и 31 подругу, и освоенные ей 7 профессий, включая «Барби – кандидат в президенты», хотя все они составляют полный социум, и все формы гендерных отношений. Вернёмся к тому что имеем.
Социум – унисекс.
Женщин – уравненных в правах с мужчинами в почти максимальной степени полной от них независимости.
Мужчин- готовых спрятаться за крепкую женскую спину, а соответственно и вообще изменить свой гендер для облегчения жизни. Ведь они труднее приспосабливаются к меняющимся условиям жизни, в отличии от девочек, по природе своей принимающих любые изменения внешней среды, обладающие этим качеством от природы т.е гендера, как продолжательницы рода.
И вернемся к модели образовательной среды и педагогического процесса в ДОУ, которые не возможны друг без друга.
Ведущая деятельность дошкольника –игра.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, иначе у ребёнка исчезнет желание узнавать что- то новое, появится апатия, агрессия. Такие – же ощущения возникают и у взрослых (родителей), когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Это отступление, для начала разговора о модели работы с родителями к которой мы вернёмся чуть позже.
Окружающее пространство должно отвечать требованиям актуального, ближнего и перспективного развития, как мальчиков, так и девочек. Способствовать своевременному выявлению и становлению их способностей. То, как организованно пространство (образовательная среда), из каких элементов оно состоит каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, и даже от того, как они расположены (ведь мальчики и девочки видят по разному ), зависит развитие дошкольника.
Мальчикам всегда труднее с письмом, следовательно, в образовательной среде – мелкие машинки, шнуровки, ведь Мамы и прогресс избавили их от утомительного занятия завязывать каждый день шнурки, и застёгивать пуговицы. Современные застёжки это – липучки, кнопки, молнии.
У девочек с мелкой маторикой проблема не так актуальна, но зато бросить мяч – проблема. Современные девочки не прыгают на скакалке, не играют в «Классики», в «Резиночку» и не играют в вышибалы. Эти игры потеряли свою актуальность, есть много других «замечательных» игр, вынес модный самокат и гоняешь, куклу вынес и варишь ей кашу всю прогулку.
Следовательно подвижные игры на улице, должны быть ориентированы на девочек больше, чем на мальчиков, которые и без того в вечном движении.
А « двигает» их гормон – ТЕСТОСТЕРОН. Отвечающий за энергию, двигательную активность и агрессивность.
Мальчики агрессивны – хорошо!
Значит мальчиков нужно учить общаться. В образовательной среде – это Театр. Театр в любой направленности: пальчиковый, теневой, кукольный. Мальчикам надо сначала давать возможность выражать свои чувства и только потом обсуждать их с ними.
Именно не высказанность чувств приводят мальчиков к тому, что в будущем они в 3 раза чаще чем девочки попадают в серьёзные аварии, оказываются виновниками насилия, и совершают самоубийства. Именно уровень тестостерона «виновник» так часто выставляемых мальчикам диагнозов «трудновоспитуем», «дефицит внимания с гипер активностью ».
Мальчики в постоянном поиске и освоении пространства. Значит им надо организовать это поисковое пространство.
Пространство для эксперементирования. Ведь они никогда не поверят «на слово». Моделируя педагогический процесс- это непременно надо учитывать. Как и то, что: разъяснять задачу, проблемную ситуацию им надо не менее одной минуты – что делать полушарие действует только одно.
У девочек – главная движущая сила гормон – ЭСТРОГЕН.
Эстроген даёт возможность большему соединению нервных клеток в мозге. Следовательно коммуникативность девочек гораздо выше мальчиков.
Девочкам не надо осваивать пространство, им достаточно уголка, который они обуютят и дружно будут играть. Но если мальчики быстро и легко решают новые задачи, то девочки тяготеют к стереотипным. Они приспособятся к любым предлагаемым условиям, не спешат выходить из зоны комфорта.
Для них в образовательном пространстве – головоломки и эксперементирование в 3-х мерном пространстве.
Вижу – Слышу – Чувствую – неприложное правило в моделировании педагогического процесса в ДОУ. Мальчики и девочки видят, слышат и чувствуют по разному, но запоминают пиктограммы одинаково хорошо.
Девочки могут обходится и без этого в развитии речи, но не могут в математике и конструировании. Мальчики же наоборот при заучивании стихотворений и песен, при речевом развитии без пиктограмм не обходятся.
Мальчики и девочки два разных мира, но один социум.
Развиваем по разному, или точнее учитывая гендорные особенности. Но главное учим взаимодействовать друг с другом.
Что такое Социально – коммуникативное развитие? Это моделирование ситуаций включающих в себя проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Моя любимая дидактическая игра «Что для Мамы? Что для Папы?».
Для организации игры нужны бытовые игрушки ( утюг, пылесос, кастрюля, сковородка, сумки, инструменты, и прочие вещи сопровождающие нас в быту, кукла – ребёнок, кот, собака, машина, баян), 3 контейнера с изображением мужчины, женщины, и мужчины и женщины вместе, пистолет.
В ходе игры дети заполняют контейнеры игрушками (предметами) которые используют мамы, папы, и оба родителя. Когда контейнеры заполнены, и традиционно «женский» контейнер переполнен, воспитатель, ставит новую задачу: Какие «женские» обязанности может взять на себя мужчина. Здесь мотиватором у старших дошкольников может служить пистолет. – «Зачем Папе пистолет?» «-Защищать Маму от бандитов.» «А, как часто на неё нападают бандиты?» «Никогда ещё не нападали» «Защитник не тот, кто ждёт нападения бандитов, а тот кто оберегает от тяжёлой работы каждый день, потому что он сильный.». Дети перераспределяют предметы в контейнерах.
Вариант этой игры для родителей, дает убедительный результат, жалко только кароткосрочный, «8 мартовский». Для мотивации взрослых сначала рассказывается анекдот: «Приходит жена с работы с тяжёлыми сумками, муж лежит на диване. – «Всё лежишь?» - «Вдруг война, а я уставший.» .
Модель работы с родителями в ДОУ, строится по принципу «К родителям через детей». Когда дети приходя домой из детского сада рассказывают то что вызывает вопрос у родителей, или задают родителям неудобные, провокационные вопросы, или же педагогом создаётся ситуация «вынужденного общения» ребёнка и родителя , по средствам какого либо задания, и родитель сам идёт с вопросами в детский сад, возникает общение, которое всегда даёт плодотворный результат. Слова «Вы должны» запрещены в контексте общения родителей и воспитателя, как десконструктивные. Соглашение об этом мы заключаем на 1 родительском собрании, при поступлении детей в детский сад. Возможен, только диалог.
Диалог во время родительского клуба «Вы Мы».
Диалог во время личной или общей консультации. Диалог и игра … . Да, да - игра.
С родителями мы тоже играем в ролевые игры, где они - то в положении детей, то на позициях воспитателя. Цель этой работы, актуализация проблемы: «Детско – родительских» отношений. Часто они любят в ребёнке результаты своего труда. А если результата нет? Виноват не ребёнок, а родитель, потому что несумел научить. Родительская любовь должна быть безусловна, для ребёнка чего - то не знать, чего- то не уметь, нормальное положение вещей, на то он и ребёнок. Именно родители учат и мальчиков, и девочек любить. Модели своих семей они несут в своё будущее.
Когда мы говорим с родителями о гендерном воспитании, обязательно касаемся темы «Порицания». Как ругать мальчика и девочку, ведь восприятие у них совершенно разное.
Мама мальчика с негодованием рассказывает: - «Я ору, а он не слышит!». А мальчик и вправду не слышит, и вообще в силу своего гендера мало реагирует на эмоциональную сторону речи.
А вот если у вас девочка – её бурная эмоциональная реакция на крик родителя вообще помешает ей понять за что её ругают – получится одна обида.
Эмоция длится 30 секунд – досчитайте до 30 и спокойно, как при рефлексии разберите: Получилось? Не получилось? Почему?
- Есть Папа, есть Мама, у них есть профессии, какие? «Папа работает на работе.». Вопрос изучения профессий, как мотив побуждения родителей к большему общению с детьми мы делегируем родителям. В США детей можно брать на работу и это не вызывает вопросов. Плюсы подобных походов очевидны, дети все видят своими глазами, в том числе и правила коммуникативного общения.
На этапе предшколы, в возрасте 6 лет, мальчики сопоставляют себя с Папами. И именно в этот период, в подготовительной группе, Папы активные участники многих совместных мероприятий: Малых Олимпийских игр, соревнований «Папа, Мама Я спортивная семья», развлечений к Дню Защитника Отечества. Заметьте это опять игра, игра гендерного общения.
Остаётся только резюмировать: Модель образовательного пространства в ДОУ для формирования гендерной идентичности личности у детей это – СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gender.pdf | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе
Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста Вступление Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определя...
"Формирование гендерной идентичности у детей в образовательной и самостоятельной деятельности"
пезентация о проделанной работе...
Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью
Данный материал является текстом выступления на научно - практическом семинаре "Оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и решения"....
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
В наше время вопросы гендерного воспитания как никогда актуальны. Современная популярная культура, мультфильмы, компьютерные игры, детские игрушки нивелируют феминные и мас...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...