Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
статья
В наше время вопросы гендерного воспитания как никогда актуальны. Современная популярная культура, мультфильмы, компьютерные игры, детские игрушки нивелируют феминные и маскулинные качества. Воспитание детей в неполных семьях. что ограничивает возможность наблюдать социальные функции и полоролевое поведение обоих родителей, преобладаниее женского влияния на мальчиков на разных этапах развития - вот лишь некоторые из фактов, свидетельствующих о необходимости формирование гендерной идентичности ребенка как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gendernoy_identichnosti.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Семья имеет приоритет, как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ее ответственность за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети обучаются тому, как вести себя с людьми противоположного пола.
Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений.
Важнейшие факторы гендерной социализации в семье – пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола; личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели. Чтобы служить образцом половой роли, родители прежде всего сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:
• отношения родителей к ребенку,
• характера родительских установок,
• привязанности матери к ребенку,
• привязанности ребенка к матери,
• воспитания в образовательных организациях.
В работе с семьей можно выделить основные цели:
- создание условий для становления поло-ролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ;
- способствование благоприятному протеканию поло-ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников;
- повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
Одной из важных целей работы с семьей, указанных выше, является повышение психолого-педагогической грамотности родителей и их вовлечение в процесс поло-ролевого воспитания детей.
Понятия «пола» и «гендера»
Пол (лат.«secar») - понятие, обозначающее разделение человечества на две половины: мужчин и женщин.
Пол человека (англ.«sex») - системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины.
Пол – естественные физические явления, допускающие объективное измерение (анатомические, физиологические, психические и поведенческие признаки особей данного вида).
Ге́ндер (англ.«gender», лат.«genus»-род) - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В социологии гендер — это набор поведенческих и разговорных практик, которые мы усваиваем и повторяем в условиях повседневности во время взаимодействий с другими людьми.
Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его/её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
О необходимости формирования гендерной устойчивости свидетельствуют факты:
- во-первых, изменение психологических установок общества (феминизация женщин);
- во-вторых, изменения социальных условий жизни;
- в-третьих, в обществе растет число неполных семей;
- в-четвертых, часто в иерархии семьи мать занимает главенствующую позицию, что ведет к отсутствию стабильности в занимаемых гендерных позициях;
- в-пятых, в большинстве своем родители не уделяют достаточно времени общению с детьми.
Существуют также и педагогические проблемы: программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект; низкий процент мужчин-педагогов; преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий; построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей.
Мальчики страдают больше:
в условиях воспитания детей в образовательных учреждениях мальчиков ассоциируют с образом «настоящего мужчины» (в силу сложившихся в общественном сознании традиционных стереотипов). Но мальчики чаще не видят реального примера для моделирования маскулинных черт и качеств (неполная семья, отсутствие брата, деда; воспитание в семье матерью, а в саду – педагогами преимущественно женского пола), им трудно выстраивать свою принадлежность к полу. Этот процесс социализации происходит с негативом, под давлением взрослых, которые не вполне одобряют проявлений мужских поступков, считая их противоречащими существующему распорядку. Как подчеркивают многие исследователи, мальчики испытывают по сравнению с девочками, более сильное давление со стороны социума (семьи, сверстников, педагогов) в отношении поло-специфического поведения. Более жесткие требования к поло-ролевому поведению мальчиков во многом обусловлены наличием в культуре и общественном сознании жестко заданного образа «настоящего мужчины». К тому же традиционные стереотипы мужского поведения более узки и категоричны по сравнению с женскими стереотипами.
Формирование мужественности происходит чаще по подобию придуманного «социального мифа» о том, каким должен быть мужчина. Особенно усиливается социальное давление на мальчика с переходом в общественную систему воспитания – дошкольное учреждение. Согласно мнению психологов, мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном содержании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности. Важно отметить, что стимуляция поло-ролевого поведения мальчиков со стороны взрослых также преимущественно негативная. Взрослые, как правило, не поощряют мужские проявления, а за немужские проявления наказывают. В силу излишней подвижности мальчики в саду получают больше дисциплинарных замечаний, чем девочки. Таким образом, понятия роли «хорошего мальчика» и «настоящего мужчины» противоречат друг другу. Ребенок не видит в образовательном учреждении места для проявления мужских качеств. В результате, как подчеркивают Ю. В. Алешина, А. С. Волович, мужская идентичность формируется не как результат отождествления себя с реальными мужскими образами (отца, брата, педагога), а в результате отождествления себя с некоторым социальным мифом «каким должен быть мужчина». Но этот образ нестойкий и размытый. Подобная идентичность не обладает устойчивостью, является «диффузной, легко уязвимой и одновременно ригидной».
Мальчик стеснен в эмоциональном проявлении. Он не может прослезиться, чтобы не нарушить норм мужественности, у него возникает страх перед проявлением в своем поведении «женских» качеств, боится осуждения со стороны окружающих, подавляет нахлынувшие чувства, не желает разделять эмоции других.
Это может привести к развитию таких черт как безразличие и жестокость.
Педагогам также нужно учесть, что абсолютное подавление в мальчиках агрессии, активности, чувства соперничества, может привести к излишнему смирению, пассивности и замкнутости. Такой исход не лучшим образом скажется на становлении личности, так как в современном обществе индивид должен быть морально устойчивым, решительным, предприимчивым и общительным.
Не так просто происходит и становление женской индивидуальности у девочек. Сложившиеся в общественном сознании традиционные стереотипы: роль женщины в обществе не престижна, вторична, а мужские качества в приоритете. «Успешная деловая женщина» должна быть наделена мужскими чертами характера. Поэтому чтобы самоутвердиться в социуме, девочки часто перенимают качества противоположного пола.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, людям,
к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется наиболее актуальной.
Для успешной гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада и семьи необходимо гибко сочетать ключевые взгляды дифференцированного (традиционного) и недифференцированного (отсутствие ориентации на особое предназначение полов) подходов к гендерной социализации. Основными концептуальными идеями создания необходимых условий являются:
* нормы, правила, установки и стереотипы феминного и маскулинного поведения, передаваемые девочкам и мальчикам, принципиально отличаются между собой и соответствуют традиционным социально- одобряемым;
* процесс воспитания в семье, предметно-развивающая среда, организация образовательного процесса в дошкольном учреждении должны содержать в себе всё многообразие условий для дифференциации гендерных предпочтений детьми, возможности девочкам и мальчикам быть разными;
* каждому ребенку обеспечивается свобода выбора, поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений.
Данный подход к гендерной социализации дошкольников включает в себя идеи личностно-ориентированного подхода, принципы гуманизма, толерантности, культуросообразности, природосообразности, созвучен современной действительности.
Создание благоприятных условий для гендерной социализации через формирование позитивной гендерной принадлежности воспитанников возможно при помощи создания полоразвивающего и социокультурного пространства взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения.
Литература:
1. И.С.Клецина. Гендерный подход в анализе гендерной социализации.
// «Психолог в детском саду», 2012. №1. С. 12-25.
2. И.П.Шелухина. «Мальчики и девочки».- Москва, 2008.
- В.Д.Еремеева, Т.Л.Хризман. «Мальчики и девочки - два разных мира».
- Москва, 1998.
4. Т.А.Репина. Мальчики и девочки: две половинки? // «Обруч», 1998г. №6
Сказки для мальчиков и девочек. // «Обруч», 2006г. № 6
Мальчики и девочки // "Обруч", 2007г. №5
5. А.А.Шведовская. «Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать» // "Психолог в детском саду", 2005г. №4
6. М.А.Панфилова. «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье».- Москва, 2009.
7. Н.Е.Татаринцева "Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ". - Центр педагогического образования. - Москва, 2007
8. Е. Комарова. Лягушка-царевна. // "Учительская газета", 1990. N 43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста Вступление Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определя...
Метод формирование гендерных понятий у детей дошкольного возраста
В материале представлен опыт работы по формированию гендерных понятий у дошкольников...
Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»
Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек....
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста средствами татарской народной культуры» Тема: «Профессии» Средняя группа
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"
МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...
Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"
Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...