Организация работы по развитию речи в средней группе
материал (средняя группа)
Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.
Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по развитию речи в средней группе
Воспитатель: Щербакова Н.П.
Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.
Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.
Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:
1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.
2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.
3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.
4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.
Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.
В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Так нашим частым гостем стал Хрюша (из передачи «Спокойной ночи, малыши»).
Например: в утренний отрезок времени Хрюша приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей о их настроении, о том, как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуативности: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки", "Для чего нам нужна мебель? "и т. п.
В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.
Перед мытьем рук Хрюша загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; Хрюша проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. Хрюша подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).
Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф — это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).
После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», что звучит?». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.
2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме. В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме «Одежда" предполагает решение нескольких задач.
1. Обобщить знания детей о предметах повседневной и праздничной одежды.
2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия предметов одежды, их назначение, частей, материала. способов обращения с предметами одежды.
3. Развивать умение составлять описательный рассказ о предметах одежды.
4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже. Например: Хрюша предлагает детям отправиться в путешествие с семьёй (папа, мама, я) в гости к бабушке и дедушке". Даю задание детям, собрать чемоданы с одеждой для каждого члена семьи, выбрать женские, мужские и детские предметы одежды. Помочь купить подарки для дедушки и бабушке.
Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Хрюше, объясни ему, научи Хрюшу, докажи ему, что твоя отгадка правильная». Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).
3. Ситуация, общения-специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например: "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению дополнительной работы по развитию речи в средней группе
Рекомендации по проведению дополнительной работы по развитию речи в средней группе...
Конспект по работе методике развитию речи в средней группе на тему: “Экскурсия в парк”.
Программное содержание:- дать представления детям о характерных признаках весны;-сформировать представления детей о работе дворников, людей, которые поддерживают чистоту, порядок и природную красоту п...
Конспект по работе методике развития речи в средней группе на тему: «Виды транспорта».
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о классификации видов транспорта по месту его передвижения- наземный, воздушный, водный....
Конспект по работе методике развития речи в средней группе на тему: «Сравнение кожаной и резиновой обуви ».
Программное содержание:Уточнить знания детей о зимней, весенней и летней обуви. Активизация словаря словами: межсезонная, пара обуви, кожаная, резиновая, туфли....
Конспект проведения индивидуальной работы По развитию речи в средней группе
Конспект проведения индивидуальной работы По развитию речи в средней группе...
Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»
Цель: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благо...
«Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»
laquo;Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»...