Организация работы по развитию речи в средней группе
материал (средняя группа)

Щербакова Наталья Петровна

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.

Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.

Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию речи в средней группе

Воспитатель: Щербакова Н.П.

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.

Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.

Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.

Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.

4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Так нашим частым гостем стал Хрюша (из передачи «Спокойной ночи, малыши»).

Например: в утренний отрезок времени Хрюша приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей о их настроении, о том, как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуативности: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки", "Для чего нам нужна мебель? "и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Перед мытьем рук Хрюша загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; Хрюша проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится»«пенится»«скользкое»«душистое» и пр. Хрюша подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф — это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания«Подуй на одуванчик»«Полетели снежинки»«Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», что звучит?». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме. В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме «Одежда" предполагает решение нескольких задач.

1. Обобщить знания детей о предметах повседневной и праздничной одежды.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия предметов одежды, их назначение, частей, материала. способов обращения с предметами одежды.

3. Развивать умение составлять описательный рассказ о предметах одежды.

4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже. Например: Хрюша предлагает детям отправиться в путешествие с семьёй (папа, мама, я) в гости к бабушке и дедушке". Даю задание детям, собрать чемоданы с одеждой для каждого члена семьи, выбрать женские, мужские и детские предметы одежды. Помочь купить подарки для дедушки и бабушке.

Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня»«Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Хрюше, объясни ему, научи Хрюшу, докажи ему, что твоя отгадка правильная». Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например«Как зайчонок нашел маму»«Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком»«Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).

3. Ситуация, общения-специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детейНапример: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например: "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению дополнительной работы по развитию речи в средней группе

Рекомендации по проведению дополнительной работы по развитию речи в средней группе...

Конспект по работе методике развитию речи в средней группе на тему: “Экскурсия в парк”.

Программное содержание:- дать представления детям о характерных признаках весны;-сформировать представления детей о работе дворников, людей, которые поддерживают чистоту, порядок и природную красоту п...

Конспект по работе методике развития речи в средней группе на тему: «Виды транспорта».

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о классификации видов транспорта по месту его передвижения- наземный, воздушный, водный....

Конспект по работе методике развития речи в средней группе на тему: «Сравнение кожаной и резиновой обуви ».

Программное содержание:Уточнить знания детей о зимней, весенней и летней обуви. Активизация словаря словами: межсезонная, пара обуви, кожаная, резиновая, туфли....

Конспект проведения индивидуальной работы По развитию речи в средней группе

Конспект проведения индивидуальной работы                   По развитию речи  в средней группе...

Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»

Цель:  развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благо...

«Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»

laquo;Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»...