Педагог -психолог в детском саду
презентация к уроку (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность работы педагога – психолога . Почему я работаю педагогом –психологом Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области Педагог – психолог МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши Ковалёва С. М.
Ковалёва Светлана Михайловна Должность: педагог – психолог Место работы: МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши Стаж работы: 10 лет . Образование: высшее. Квалификационная категория: ВКК. Основной принцип работы: «Не навреди!» Моё профессиональное кредо: «Каждый ребёнок уникален и хорош по своему»
Кто такой педагог - психолог Если говорить профессиональным языком, то педагог – психолог сотрудник образовательного учреждения, который следить за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. А если говорить своим (свободным) языком, то педагог – психолог, это специалист , который может профессиональным оком взглянуть на проблему ребёнка и его семьи и помочь найти решение. Это своего рода проводник, который несёт фонарь, пока ребёнок и его семья не выйдут на свет.
Что делает педагог – психолог в ДОУ? Педагог - психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Цель работы педагога - психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи: * Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования; * Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ; * Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана; * Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации; * Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития; * Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации; * Оказание консультативной помощи родителям и педагогам; * Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям: Психологическая диагностика Коррекционно – развивающая работа Психологическое сопровождение ребенка 2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей: Консультирование по проблемам развития. Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы. Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей 3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников: Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития; Психологическое просвещение Взаимодействие с другими специалистами 4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу: Это социальные ситуации: - Ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации); - Развод родителей; конфликты в семье, - Смерть кого-то из близких; - Появление нового члена семьи; - Случаи насилия над ребенком; - Переезд на новое место жительства и т.д. Агрессия , замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез , энкопрез и т.д.; - Страхи и тревожность ребенка; - Проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. - Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу: Это социальные ситуации: - Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка; трудности освоения программы (неустойчивость внимания, и др..); Трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.); - Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий); - Задержка психического развития, аутизм и др.; - Проблемы поведения; - Кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет); - Вопросы по воспитанию ребенка; - Родительско - детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией; - Чрезмерная активность.
Система работы педагога – психолога МКДОУ ЦРР – детского сада № 10 г. Россоши I. Психологический запрос. II . Сбор информации. 2.1 . Беседы с родителями, педагогами. 2 . 2. Непосредственные наблюдения за ребёнком. III . Психологический диагноз. 3 . 1. В соответствии с проф. компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи. 3 . 2. Профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребёнка (прогноз). IV . Рекомендуемая программа развития и коррекции 4.1. Групповая работа. 4.2. Индивидуальная работа. 4.3. Совместная работа. 4.4. Развивающие и коррекционные занятия с элементами цветотерапии, музыкотерапии, пескотерапии.
Деятельность педагога – психолога в ДОУ осуществляется в следующих направлениях Психопрофилактика Психологическая диагностика Консультирование Просветительская работа Коррекционно – развивающая работа
Психопрофилактическое направление Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно -образовательного процесса. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.
Психокоррекционное и развивающее направление Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Диагностическое направление Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно -образовательного процесса. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.
Консультативное направление Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком. Просветительская работа
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Педагог – психолог , занимается с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Беседа Основным методом работы психолога является Наблюдение Анкетирование
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом в работе с детьми со зрительной патологией....
Педагог-психолог в детском саду
Презентация...
Педагог - психолог в детском саду - описания подхода в работе с детьми
Описания работы педагога - психолога в дошкольном образовательном учреждении по направлениям: Работа с детьми;Работа с родителями;Совместная работа с родителями и детьми...
Методики педагога - психолога в детском саду
Работа психолога в детском саду...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Занятие педагога-психолога в детском саду "Учимся дружить"
Занятие педагога-психолога в детском саду. Возраст детей 5-6 лет...
Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....