Психологическое сопровождение детей с диагнозом СДВГ в условиях ДОУ
статья по теме
С каждым годом количество детей с диагнозом СДВГ поступающих в ДОУ увеличивается. Неправильное понимание причин возникновения и механизмов протекания СДВГ приводит к трудностям социализации в дальнейшем. Так как СДВГ не является расстройством исключительно детского возраста. В течении жизни проявления изменяются, но до конца не проходят. Наличие СДВГ приводит к проблемному поведению на уроках, возникают проблемы со школьной успеваемостью, в отношениях с одноклассниками и учителями. У человека могут появляться вторичные психиатрические расстройства — злоупотребления, зависимости от алкоголя и наркотиков, пристрастие к азартным играм, расстройства настроения, тревожные и соматоформные расстройства личности; повышенный риск самоубийства и несчастных случаев.
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. Следовательно, чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем больших проблем удастся избежать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_diagnozom_sdvg_v_usloviyakh_dou.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей с диагнозом СДВГ в условиях ДОУ
Бухова С.В.
С каждым годом количество детей с диагнозом СДВГ поступающих в ДОУ увеличивается. Неправильное понимание причин возникновения и механизмов протекания СДВГ приводит к трудностям социализации в дальнейшем. Так как СДВГ не является расстройством исключительно детского возраста. В течении жизни проявления изменяются, но до конца не проходят. Наличие СДВГ приводит к проблемному поведению на уроках, возникают проблемы со школьной успеваемостью, в отношениях с одноклассниками и учителями. У человека могут появляться вторичные психиатрические расстройства — злоупотребления, зависимости от алкоголя и наркотиков, пристрастие к азартным играм, расстройства настроения, тревожные и соматоформные расстройства личности; повышенный риск самоубийства и несчастных случаев.
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. Следовательно, чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем больших проблем удастся избежать.
Изучением проблемы СДВГ в разное время занимались
Заваденко Н.Н., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Романчук О.И., Сиротюк А.Л., Шевченко Ю.С. и т.д.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность». [4,14] Причинами возникновения СДВГ являются: генетические факторы, поражение ЦНС в период беременности и родов, нарушения обмена нейротрансмиттеров, задействованных в передаче нервных импульсов.
Основными симптомами СДВГ являются: гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: 1) обеспечение родителями и педагогами эмоционально – нейтрального развития и обучения; 2) соблюдение режима, достаточное время для сна; 3) обучение по личностно – ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок; 4) соответствующая медикаментозная поддержка; 5) разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей. Что не всегда учитывается и педагогами и родителями, которые или делают упор исключительно на медикаментозное лечение, или вообще игнорируют проблему, считая, что с возрастом негативные проявления исчезнут.
Основные задачи педагога - психолога:
- Своевременное выявление детей с СДВГ.
- Оказание консультационной, информационной помощи родителям и педагогам.
- Определение специальных условий обучения и воспитания
соответствующих индивидуальным особенностям ребенка.
- Вовлечение педагогов и родителей в процесс решения проблем ребенка с СДВГ.
- Содействие полноценному личностному развитию ребенка с СДВГ.
- Содействие социализации ребенка.
- Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме взаимодействия с ребенком с СДВГ.
Начальный этап работы - диагностический. Чтобы установить, действительно ли мы имеем дело с СДВГ или возможно имеют место другие причины нарушения поведения, необходимо использовать различные методы получения информации: наблюдение за ребенком; данные анамнеза; беседу с родителями и педагогами; диагностику познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности); углубленную диагностику внимания.
По результатам диагностики проводится консультация родителей и направление ребенка на обследование к психоневрологу.
Дальнейшая работа ведется по трем направлениям – с родителями, педагогами и детьми.
Задачи работы с родителями:
- Помочь родителям понять своего ребенка и обусловленные СДВГ особенности его поведения.
- Помочь родителям наладить отношения с ребенком.
- Помочь родителям в разработке дополнительных, «компенсирующих» стратегий управления поведением ребенка, с целью уменьшения проблем в поведении и улучшения функционирования.
- Помочь родителям в выборе и воплощении эффективных стратегий воспитания ребенка и обучении его жизненно важным социальным, учебным и другим навыкам, в развитии положительной самооценки ребенка, раскрытии его способностей и т.д.
- Содействовать снижению уровня стресса у родителей, усилению чувства компетентности, росту самооценки, укреплению внутренних и внешних ресурсов семьи, супружеских и семейных отношений в целом
Важно:
- Изменение поведения родителей и их отношения к ребенку, что выражается в: проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании; контроле за поведением ребенка, не навязыванием ему
жестких правил; построении взаимоотношений с ребенком на взаимопонимании и доверии; избегании, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- Изменение психологического микроклимата в семье. Для этого необходимо: уделять ребенку достаточно внимания; проводить досуг всей семьей; не допускать ссор в присутствии ребенка.
- Организация режима дня и места для занятий: установить твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
- Составление специальной поведенческой программы: придумать
гибкую систему вознаграждений; не прибегать к физическому наказанию; чаще хвалить ребенка; не давать ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
Задачи работы с педагогами:
- Помочь педагогам понять ребенка и обусловленные СДВГ особенности его поведения.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по вопросам сопровождения детей с СДВГ.
- Помочь педагогам наладить позитивные взаимоотношения с ребенком.
- Помочь педагогам организовать среду необходимую для успешного развития ребенка с СДВГ.
Остановимся на организации среды, необходимой для успешного развития ребенка с СДВГ.
Организация среды для ребенка с СДВГ должна отвечать следующим требованиям:
- Среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;
- В среде должно быть как можно меньше предметов отвлекающих внимание ребенка. На занятиях ему желательно найти место в первом ряду рядом с педагогом и подальше от предметов отвлекающих внимание;
- В среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;
- В благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным — и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;
- В благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное — приводить к таким же негативным последствиям;
- Среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.
Работу с гиперактивным ребенком необходимо строить индивидуально. В ходе занятий необходимо обязательно проводить физкультминутки, разрешать ребенку каждые 5-7 минут вставать и ходить (например, попросить помочь раздать материалы для занятия). Следует избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ, давать задания в соответствии со способностями ребенка, создавать ситуации в которых ребенок сможет показать свои сильные стороны.
Задачи работы с ребенком:
- Развитие и повышение концентрации объема внимания;
- Воспитание уверенности в себе;
- Снижение эмоционального напряжения;
- Развитие приемлемых способов выражения отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;
- Помощь в снятии страхов;
- Помощь в преодолении негативных переживаний;
- Планирование своих действий, управление собственным поведением;
- Развитие произвольности поведения;
- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.
Таким образом работа по преодолению негативных проявлений СДВГ должна быть комплексной и включать в себя как медикаментозное лечение, так и коррекцию поведения ребенка.
Психологическое сопровождение ребенка должно включать в себя всех участников воспитательного процесса – родителей, педагогов и специалистов ДОУ.
Литература
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М., 2002. - 45 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.Школа-пресс, 2001 – 112с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000. — 192 с., илл.
- Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. — М.: Генезис, 2010. — 336 с.
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
- Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. -288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школе
Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школеПсихологические особенности детей с СДВГСиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенн...
Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)
Данная презентация содержит информацию для педагогов ДОУ на тему "Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)". В ней содержится описа...
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения.
Выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного ...
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшей группы с диагнозом ОНР в условиях речевого детского сада
Представляю цикл коррекционно-развивающих занятий для старшей группы, расчитанный на учебный год. Занятия способсвуют развитию познавательной деятельности, формированию коммуникативных навыков....
Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.
Разработка модели реализации проекта региональной инновационной площадки «Инклюзивное образование детей с СДВГ в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образован...
Консультация для педагогов «Гиперактивный ребенок в детском саду. Организация психолого-педагогической помощи детям с сдвг в условиях ДОУ»
Консультация подготовлена для педагогов, работающих с гиперактивными детьми....