Формирование словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Методическая разработка на тему:

«Формирование словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста»

Седельникова Юлия Геннадиевна,

учитель-логопед первой квалифицированной категории

2022

Консультация для родителей

«Формирование словарного запаса у детей младшего
дошкольного возраста»

У большинства детей в возрасте 3-х лет происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?»  За каждым таким этапом – огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, помня о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания.

Желательно, чтобы взрослые – воспитатели и родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель.  Те предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он еще не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели они служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления ребенка об этих предметах, взрослые должны не только называть их, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества: «Это лопата, ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар».  

Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включает эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем нужен стол, стул.

Словарь ребенка этого возраста довольно обеднен прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, что изображено на картинке, какого цвета предмет. Если ребенок не знает, то взрослые должны сами назвать. Если на картинке изображено несколько предметов, но разных по величине или цвету, то после того, как ребенок назовет их, надо спросить его,  одинаковы они или нет. Так ребенок будет не только усваивать, но и запоминать величину и цвет предметов, но и научиться сопоставлять, сравнивать,  объединять сходные явления.

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

 

Игра  «Чей это голос?»

В этой игре дети знакомятся с животными и их детенышами, птицами. Учатся подражать их голосам, образовывать глаголы от звукоподражаний и развивают память.

Для этой игры понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица. Сначала рассмотрим животных и птиц. Расскажем, кто как "разговаривает". Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть, объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.

- Мяу- мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?

- Му-у-у - кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) 

- Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Так же обыгрываются и остальные игрушки.

А теперь можно играть. Перед ребенком несколько игрушек или картинок с животными или птицами. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котёнок (хрюкает, гавкает и.т.д.) Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом - пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

Игра «Что плавает?»

Знакомимся со свойствами предметов, учимся образовывать относительные прилагательные.

Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете:

- Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Из чего сделана кукла? Значит, какая она?  Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает.

- Это ложка из металла. Она металлическая. Из чего сделана ложка? Значит, какая она? Металл тяжелый и поэтому тонет.

Игра «Плавает – тонет»

После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет (резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.)

а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет - приседать, а если плавает - руками изображать движение пловцов.

                                                  Игpа с коpобками.

На крышке коробки вырежьте разные геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники). Дайте ребенку эти фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.

                             

 Игра «Найди паpу».

          Игра на развития зрительной памяти, запоминание цветов.

Подберите несколько пар носков, рукавичек или обуви.

Возьмите один носочек, а остальные отложите в сторону.

Дайте выбранный предмет ребенку и скажите ему, чтобы он нашел другой такой же.    

(Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их")

         Если малышу трудно это будет сделать, помогите ему. Например, обратите его внимание на отличительные особенности - цвет, элементы узора, размера и т.п.  Дайте ребенку другой предмет  и посмотрите,  сумеет ли он найти ему паpу.

 

учитель-логопед  Седельникова Ю.Г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста по средствам чтения русских народных

Одна из задач дошкольных учреждений - воспитание творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить.Для всестороннего развития ребенка речь имеет большое значение. Младший ...

«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи...

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...