Грамматический строй речи
консультация

Козлова Марина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramatich._stroy.docx202.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по формированию грамматического строя речи у детей

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

Грамматика, по словам , — логика языка.

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.

Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание - ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков» и т. д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах. Приведем примеры правильных форм (слова объединены по смыслу) некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шаровар, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

3. Образование глагольных форм:

а) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);

б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»);

в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.

4. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь», «мене дали»).

5. Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»), иногда они носят индивидуальный характер («А Наташа ставится на стул!», «Киселю хочу»).

В отдельных местностях в речи детей могут встречаться ошибки, вызванные грамматическими особенностями диалектов («за грибам», «с флажкам»). Родители должны исправлять эти ошибки.

Вашему вниманию предлагается ряд заданий для формирования лексико-грамматического строя речи. Тема: «Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?»

Запомни! О тех, в ком есть душа, мы спрашиваем: Кто это? Это люди, животные, птицы, рыбы, насекомые,… Обо всем остальном мы спрашиваем: Что это? Это минералы, растения и разные предметы. В них нет души, но они умеют чувствовать, влияют на окружающих и даже разговаривают на своем особом языке.

Такое изображение в заданиях требует вопросов: Кто? Что?

Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Числительные один, два, три, четыре, пять.

Уметь соотнести на слух и правильно согласовать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, два, три, четыре, пять.

Например: гриб – грибы - два гриба - пять грибов - много грибов.

Тема: Местоимения

он, она, оно, они, мой, моя, мое, мои.

Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимениям.

Мужской род Женский род Множественное число Средний род

В домиках он – мой, она - моя, оно - мое, они – мои живут слова мужского, женского, среднего рода, единственного и множественного числа. Рассели слова по домикам.

Тема: Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Знакомство с понятием «Предложение», обучение правильному составлению предложений из двух слов с опорой – подсказкой.

Глядя на схемы – подсказки, придумай загадки о птицах.

Тема: Согласование имен существительных и глаголов прошедшего, настоящего времени единственного и множественного числа в роде.

Тема: Составление распространенного предложения.

Тема: Предлоги.

Положение предмета относительно домика помогают определить точки и стрелки.

Прячь предметы, как показывают стрелки и называй, где находится предмет (над, на, в, из, внутри, за, к, сзади, от, около, у, с, по, под).

Тема: Составление повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

Тема: Составление распространенного предложения.

Глядя на схемы – подсказки, придумай загадку про овощ.

Тема: Пополнение словарного запаса.

Тема: Формирование фонематического процесса.

«Звуковая птичка»: ее носик – первый звук в слове, хвостик – последний, крылышки и лапки – все звуки в середине слова.

Ребенок определяет местоположение звука и показывает соответствующую часть карточки.

Тема: Развитие фонематического слуха.

Поймай заданный звук: хлопни в ладошки, если услышишь звук среди множества других звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....