«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
консультация (младшая группа)
Раннее детство - период интенсивного психического развития ребенка. В этот период на развитие ребенка влияет множество факторов окружающего мира и одним из важных факторов является адаптация ребенка от того, как ребенок адаптируется к ДОУ, будет зависеть его дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada.odt | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Воспитатель: Комарова И.В. МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка» Раннее детство - период интенсивного психического развития ребенка. В этот период на развитие ребенка влияет множество факторов окружающего мира и одним из важных факторов является адаптация ребенка от того, как ребенок адаптируется к ДОУ, будет зависеть его дальнейшее развитие. Проблемой адаптации занимались такие ученые как Н. М. Аксарина, Н. Д Ватутина, Ч. Дарвин, Жю Ламарк, И. П. Павлов, Ж. Сент Иллер, Танкова – Ямпольская,. Большинство ученых отмечают, что изменение образа жизни, связанное с поступлением ребенка в детский сад, сопровождается нарушениями его эмоционального состояния, что проявляется в повышении уровня тревожности ребенка, развитии беспокойства или заторможенности. Характер адаптации во многом определяется уровнем психического, физического, социального развития, а так же и родительским отношением к ребенку. Адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированности в системе «человек - среда». Адаптация - это (от лат, приспособление) приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. (психологический словарь - справочник) В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: - физиологическая – взаимодействие различных систем организма, совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды; - биологическая – изменение в обмене веществ и функциях органов, соответственно жизненному значению воздействий; - психологическая - приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний; - социально — психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается. [4] Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. В своих исследованиях Н. Д. Ватутина считала, что в процессе адаптации необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности поведения детей, содержание общения воспитателя с ребенком. [5] В ходе комплексного исследования проведенного учеными Н. М. Аксариной, Н. М, Танковой - Ямпольской было выделено три фазы адаптационного процесса: I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). II. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев). III. Фаза компенсации или период адаптации. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее. Кроме того, различают три степени тяжести адаптации, прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений; - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился; - тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки: 1. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. 2. Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе. [27] Критерии адаптации, разработанные Институтом педиатрии · нарушение сна; · нарушение питания; · проявление отрицательных эмоций в общении; · боязнь пространства; частые заболевания; · снижение веса. Педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждают и не допускают проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. [5] Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: [31]
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: Упрямство (причины):
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке. Лживость (причины):
Лень (причины):
Таким образом, современные представления об адаптации основываются на работах многих ученных. Несмотря на наличие многочисленных факторов, определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это, во-первых, свойство организма, во- вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть же состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек - среда», в четвертых цель к которой стремится организм. Н. Д. Ватутина выделяет три группы адаптации детей в зависимости от потребности в общении и условий воспитания в семье. Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с окружающими. При введении в систему общественного воспитания наибольшую трудность представляют дети, отнесенные к первой группе. Дети второй группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем мире, более легко воспринимает расставание с близкими. Но процесс адаптации происходит успешно в данном случае только при наличии внимания со стороны воспитателя, проявления ласки, одобрения. Только убедившись в расположении к нему воспитателя, ребенок вступает с ним в контакт. Постепенно у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками из группы, он начинает вступать с ними в игру. Дети третьей группы сразу же вступают в контакт с воспитателем, они общительны, их не очень волнует отсутствие близких. Они стремятся к активным самостоятельным действиям, интересуются игрушками, быстро переходят от игры в одиночку к совместной со сверстниками игре. Так, при введении в систему ДОУ ребенка, отнесенного к I группе адаптации по характеру привыкания, необходимо в первую очередь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, а именно -потребность в общении с близкими. С этой целью можно предложить близким пройти вместе с ребенком в группу. Присутствие близкого человека поможет снять отрицательные эмоции, позволит адекватно воспринимать окружающее, вступить в общение с воспитателем, с детьми. Когда обстановка и общение с воспитателем перестанет тревожить ребенка, можно предложить родителям на несколько минут выйти из группы. Эффективным методом по отношению к детям I группы адаптации является вовлечение их в игровую деятельность. Он применяется сначала в присутствии родителей, а затем и без них. Необходимо учитывать, что первые игровые действия детей данной группы адаптации должны проходить без участия сверстников, так как дети данной группы еще не готовы к общению со сверстниками. Они не умеют уступить, чем-то поделиться, боятся большого окружения детей, поэтому на предложение воспитателя: «Пойди поиграй с ребятами», реагируют отрицательно. Только контакт с воспитателем помогает им привыкнуть к новой обстановке. При этом важно, чтобы ребенок был не только спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию потребности в общении со сверстниками, что особенно влияет на протекание адаптации. В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребенку легче адаптироваться. Дети II группы адаптации, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, сравнительно легко воспринимают расставание с близкими в первые дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. В дальнейшем необходимо развивать у детей данной группы потребность в активных самостоятельных действиях. Рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание о том, как поделиться игрушкой, уступить товарищу и др. Задача воспитателя в работе с такими детьми - поддержание интереса к окружающему, вовлечение их в общение со сверстниками в ходе совместной деятельности, формирование потребности в самостоятельных действиях. Дети III группы адаптации сами стремятся к активным действиям, они достаточно самостоятельны и быстрее осваиваются в новой обстановке. Дети обращаются к взрослым лишь в тех случаях, когда им требуется помощь или необходимо что-либо выяснить. На последнем этапе привыкания к детскому саду дети уже меньше играют в одиночку, начинают объединяться в небольшие группы. Это следует поощрять, особое внимание, уделяя формированию взаимоотношений между детьми.[5] Успешность адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками, личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и социального положения его родителей. Объективными показателями адаптационного периода являются:
1.Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Березин Ф. Б. - 1988. -255 с. 2.Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Л. И. Каплан |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...