советская мультипликация - как средство воспитания детей дошкольного возраста
консультация
Возможность использования советских мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации восприятия детьми кинопродукции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovetskaya_multiplikatsiya-kak-sredstvo-vospitaniya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Советская мультипликация – как средство воспитания детей дошкольного возраста»
Аннотация: Возможность использования советских мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации восприятия детьми кинопродукции.
Ключевые слова: дошкольник, информация, советский мультфильм, развитие речи, умственное развитие, трудовое воспитание, нравственность, эстетичность, добро, зло, персонаж, юмор, дружба, воспитательный элемент.
Дошкольный период – самое лучшее время, чтобы работать над речью и воображением ребенка, а также общаться и двигаться, открывая вместе с ним мир. И если в это «золотое время» малыш будет часто и подолгу смотреть мультфильмы, это может привести к пробелам и сбоям в развитии. Кроме того, ребенок может стать агрессивным, неуравновешенным и зависимым от «экрана». Наши дети живут в совершенно иной реальности, в отличие от той, в которой росли мы. Совершенно оправдано то, что мы беспокоимся о наших детях, пытаясь во все более нарастающем потоке информации отобрать наиболее безопасную. Поскольку мультики занимают большую часть внимания ребенка, то влияние мультфильмов на сознание и психику детей – это тема, которая волнует любого родителя. То, что с помощью мультфильмов можно обучать, воспитывать, развивать и объяснить ребенку «что такое хорошо», «что такое плохо», научиться отличать добро от зла, показать, как поступать нужно, а как не нужно. Сюжеты многих картин, приближены к реальности, жизненные ситуации покажут ребенку, как себя следует вести, покажут картину мира. Ребенок все поймет на подсознательном уровне.
Дошкольники- народ понимающий, они впитывают поступившую информацию как губка. Прежде всего следует найти картину по вкусу, которая будет не только интересной и поучительной, но и такую, которая не нарушит психику ребенка и пойдет ему на пользу.
Но прежде всего, родители должны обращать внимание, какое влияние детские мультфильмы оказывают на психическое развитие малыша, какие воспитательные задачи лежат в их основе.
Поэтому я считаю, что показывать своим детям нужно старые добрые «советские» мультфильмы. Эти мультфильмы учили добру более старшее поколение, ведь в них присутствуют не только положительные моменты, но и часто – воспитательный элемент. Тут хорошо прослеживаются пословицы и поговорки, ведь очень часто, именно они лежат в основе «советского» мультфильма. Например: «Один за всех, все за одного», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба - великая сила», «Побеждай зло добром», «Добро к добру тянется», «Любишь кататься, люби и саночки возит» и т.п.
Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребёнка, картина мира. В основе – она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах, злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.
Какую роль играют мультфильмы в развитии и воспитании детей?
1) Развитие речи.
Именно в дошкольный период речь развивается наиболее интенсивно. Ребёнку важно слышать правильную, красивую, родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. В переведенных мультиках передача всей гаммы чувств невозможна. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в развитии речи (так как речь большинства,,, западных мультфильмов, не обращена к ребёнку и не требует ответа). Герои советских мультиков говорят хорошим русским языком, они поют замечательные песни, которые легко запоминаются детьми.
2) Умственное развитие:
а) развитие мышления: Главное – показывать ребёнку только те мультики, в которых есть какая-либо поучительная ситуация. По окончании просмотра желательно обсудить с ребёнком мультик. Вместе разобрать ситуацию, поступки героев, почему они так или иначе поступили, т.е. проанализировать мультфильм, что даёт возможность потренировать мышление ребёнка, решая различные ситуации. Большинство «советских» мультиков содержат такие ситуации.
б) развитие внимания: Внимание ребёнка сконцентрировано на протяжении всего мультфильма. Они внимательно следят за поступками героев, за их внешним видом (какая на них одежда в разные времена года, в праздничные дни: Новый Год, День Рождение и т.п., внимательно вслушиваются в слова героев, что и как они говорят друг другу и т.п.) Главное учитывать то, что в процессе просмотра нужно удерживать интерес и внимание ребёнка, обсуждая с ним ход сюжета, главных героев, но при этом не утомлять малыша и подбирать вопросы правильно.
в) развитие воображения, фантазии: Просмотр мультфильмов обычно оставляет у ребёнка очень яркие впечатления. Когда малыш смотрит мультфильм, то всё, что он видит и слышит, а это слова героев, их поступки и отношение к другим, питает его бурное воображение. После просмотра мультфильма полезно будет немного пофантазировать с детьми, например: заняться рисованием, лепкой, аппликацией интересных моментов мультфильма, детям 5 – 6 лет можно предложить вместе обыграть мультфильм, немного изменив сюжет или попробовать сочинить небольшие рассказы или загадки о главных героях.
г) развитие памяти: Наши мультики не яркие, часто используются 3 – 4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона. Это позволяет развивать внимание и память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребёнок подключает эти функции. Также дети очень быстро запоминают отдельные фразы героев мультфильма и песни, которые они поют. На развитие памяти влияет также «логическая цепочка» мультика – с чего началось и чем закончилось. Ребёнок старается запомнить сюжет и после рассказать, что за чем происходило: кто пришёл первым, что же случилось дальше, почему же теремок развалился и т.п.
3) Нравственное воспитание.
Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причём многие мультфильмы, непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро и т.п.
4) Эстетическое воспитание.
Просмотр мультфильмов даёт возможность ребёнку увидеть красоту природы, герои мультика учат любить и беречь её, ведь она – это «организм в котором также протекает жизнь». Также показывается то, что нужно помогать природе: ухаживать за растениями, животными. Дети видят то, что если герои мультика хорошо относятся к природе, то и она не забывает о них: угощает вкусными овощами и фруктами, защищает от дождя и т.п.
Малышам-дошкольникам мультфильмы доставляют радость, вызывают у них смех или грусть, сочувствие. Старших дошкольников нужно учить тому, чтобы они рассказывали об их впечатлениях о просмотре, комментировали поступки героев. После просмотренного мультфильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы.
5) Трудовое воспитание.
Некоторые мультфильмы учат ребёнка любить труд, помогать друзьям, родителям. Ведь тот, кто трудится, всегда живёт в достатке и уважении других людей: «Кто рано встает, тому Бог даёт». Трудится легче вместе, ведь результат труда всегда намного больше: «Один за всех, все за одного». Герои «советских» мультфильмов всегда содержат в чистоте свой дом, они работают на огороде, а тот, кто ленится – всегда высмеивается другими и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.
Разница между современными и советскими мультфильмами:
1. Очень красочные, яркие, действия происходят очень быстро («советские» мультики не яркие, часто используются 3 – 4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона).
2. Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках («советские» мультфильмы наполнены каждый своим смыслом).
3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму, мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков (в «советских» мультфильмах правильная, красивая, родная речь, слышны все интонации, чувства, передаваемые речью).
4. Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически (в «советских» мультфильмах со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить)
5. Однообразная музыка (в «советских» – различные детские песни с приятной, весёлой музыкой и хорошим текстом).
Список литературы:
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
Ившина Е., Кущ Н.В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста // Вестник педагогического опыта. – 2013. – № 23. – С. 22-24.
Раевский Д.А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / А.Д. Раевский. – М., 2015. – 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста.
Сообщение на педсовете...
Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»
Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»...
Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...
«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...
Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста...
Статья по теме:«Современная мультипликация как средство воспитания детей дошкольного возраста»
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных...