Методическая разработка Консультация для родителей «Мой ребенок-Творец» (О музыкальной деятельности в семье)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Музыкальные способности детей дошкольного возраста включают в себя комплекс способностей, позволяющий активно проявить себя в различных видах музыканой деятельности: 1. слушании музыки, 2. пении. 3. движении. 4. музыкальном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_plyasova_g_yu.docx | 385.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мой ребенок-Творец»
(О музыкальной деятельности в семье)
Музыкальные способности детей дошкольного возраста включают в себя комплекс способностей, позволяющий активно проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: 1. слушании музыки, 2. пении, 3. движении, 4. музыкальном творчестве.
Слушание музыки
Самое важное в музыкальном развитии ребенка в семье – окружающие звуки ребенка. Доброжелательный тон, с которым взрослый разговаривает с ребенком, очень важен.
НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕНИЯ
Желательно, чтобы звучали народные песенки: «Калинка-малинка», «Валенки», «Каравай», «Из-под дуба, из-под вяза», «Я на горку шла», «Как на тоненький ледок»,. Под русские народные песни для детей можно танцевать вместе с ребенком, кружиться или даже устроить подвижную игру. Родитель может сам петь народные песенки, но если он не уверен в своих музыкальных способностях, придет на помощь диски Сергея и Екатерины Железновых. Очень важно петь ребенку колыбельную перед сном:
«Сон приходит на порог», муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача, «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, муз. Э. Петрова и другие.
Для слушания музыки ребенку можно найти в интернете разные примеры. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.
Примеры для слушания музыки:
Вокальная:
«Савка и Гришка», «Мишка с куклой пляшут полечку», сл. и муз. М. Качурбина, «Маленькой ёлочке холодно зимой», муз. М. Красева, сл. З. Александровой, «Тень-тень, потетень», муз. В. Калинникова, «Песенка друзей», муз. А. Старокадомского, сл. С. Михалкова, «Почему медведь зимой спит», муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова, «Песенка Леопольда» из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта, «Веселая дудочка», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель,
Инструментальная музыка:
П.И. Чайковский «Детский альбом», С.С.Прокофьева «Детская музыка», Р.Шуман «Альбом для юношества», А.Гречанинов «Детский альбом, С.Майкапар «Бирюльки», А. Вивальди «Времена года».
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Конечно, перед или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит.
Пение
Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда. Можно использовать диски С. и Е. Железновой.
ПЕНИЕ
Дети любят петь. Они поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию активного восприятия музыки, умение искренне выразить свои чувства. Пение развивает музыкальный слух и память. Те песни. Который ребенок слушал, вскоре он начинает и подпевать, а затем – петь.
Движение
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры. Главными героями пальчиковых игр становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Игровой массаж снимает у детей напряжение, способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям, «получающим» игровой массаж.
ИГРЫ-РАЗМИНКИ
Способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним. Можно использовать диски С. И Е. Железновых.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Предыстория игры уходит в глубину веков, когда происходившие испытания различных способностей, знаний и умений диктовались самой природой. Но в нашем восприятии игра неразрывно связана именно с детством. Мир детства невозможно представить без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка…» (М.Ю. Новицкая, в предисловии к книге Г.М. Науменко «Чай-чай, выручай!» Полное собрание русских народных детских игр с напевами. Белый город, Воскресный день, 2016). Народные игры не просто интересны и просты, но и побуждают играющего использовать определенные усилия для преодоления трудностей, развивают силу воли и характер.
Музыкальное творчество
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа "У медведя во бору", "Каравай", "Репка", слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Музыкальные инструменты для детей – это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, помогают освоить нотную грамоту, а например, духовые инструменты развивают также дыхательную систему, улучшают работу лор-органов. Кроме всего прочего, такие игрушки взращивают в ребенке любовь к музыке.
Примерный комплект музыкальных инструментов для семейного использования:
- Маракасы, погремушки, шумовые коробочки и т.д.
- Колокольчики (большой и маленький, китайский «фен-шуй» - «музыка ветра», набор колокольчиков)
- Деревянные ложки, клавесы.
- Детский барабан.
- Бубен.
- Треугольник.
- Металлофон.
- Ксилофон.
- Трещотка.
- Блокфлейта.
- Гусли, гитара.
- Клавишный инструмент (синтезатор, пианино).
Для обогащения тембрового слуха ребенка можно приобрести в продаже электронную игру.
Есть хороший говорящий электронный плакат в продаже – «Веселый оркестр» издательства «Знаток», который поможет детям выучить названия музыкальных инструментов, познакомит с их звучанием и расскажет историю их происхождения. Звуковой плакат украшен изображениями животных, каждое из которых держит музыкальный инструмент. Кнопка с ноткой позволит ребенку прослушать, как звучит инструмент в лапках того или иного зверька.
Звуковой плакат познакомит начинающих музыкантов со струнными инструментами (контрабас, скрипка, виолончель, мандолина, арфа, гитара, банджо, гусли, ситар, эрх), духовыми (флейта, флейта пана, волынка, труба, туба, валторна, тромбон, саксофон, рожок, кларнет, фагот), ударными (бубен, барабан, литавры, треугольник, ксилофон), некоторыми экзотическими инструментами (калимба, варган) и т.д.
«Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение» (Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. Ярославль: «Академия развития», 1997).
Итак, постараемся запомнить главное:
Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что музыкальные упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, а также на их способность взаимодействовать с окружающими.
Литература
- Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещениие, 1982.
- Королёва Е. Музыка в стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.
- Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. Ярославль : «Академия развития», 1997.
- Науменко Г.М. «Чай-чай, выручай!» Полное собрание русских народных детских игр с напевами. Белый город, Воскресный день, 2016
- Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
- Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994
- https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/muzykalnaya-metodika-zheleznovykh/
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-vliyanie-muzykalno-teatralizovannoj-igry-na-razvitie-rebyonka-4066817.html
- https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/muzykalnaya-metodika-zheleznovykh/
- https://robinzoniya.ru/catalog/tovar/elektronnyj_plakat_veselyj_orkestr/
Музыкальный руководитель Плясова Галина Юрьевна
ГБДОУ детский сад №19 Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье"
Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художестве...
Консультация для родителей по теме: «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье» 05.05.2019 год.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий, с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельност...
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема:«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восх...
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема:«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восх...
методическая разработка Консультация для родителей подготовительной группы «Безопасность ребенка – забота семьи!»
Консультация для родителей подготовительной группы«Безопасность ребенка – забота семьи!»...
Методическая разработка (консультация для родителей) "Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности"
данная публикация поможет родителям разобраться как именно театрализованная деятельность влияет на развитие речи дошкольника....
Методическая разработка. Консультация для родителей "экологическое воспитание детей в семье". Старшая группа
Методическая разработка. Консультация родителей по экологическому воспитанию детей. Старшая группа...