Методическая разработка (консультация для родителей) "Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности"
методическая разработка (средняя группа)

Сеземина Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

данная публикация поможет родителям разобраться как именно театрализованная деятельность влияет на развитие речи дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_p_mart.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика имени 21 армии Вооруженных сил СССР  муниципального района Волжский Самарской области

 

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка (консультация для родителей)

«Развитие речи дошкольников с помощью театрализованной деятельности»

Выполнила:

воспитатель Сеземина Наталья Николаевна,

высшая квалификационная категория

П.г.т. Стройкерамика, 2023 год.

Консультация родителей

"Развитие речи детей с помощью  театрализованной  деятельности".

«Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающая личность». С. Маршак.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детейв котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: игра. Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства, который решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Знакомство детей с театрализованной деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованной игре, складывающиеся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают актеры в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов или сказок.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Дети усваивают богатство родного языка, используя выразительные средства и интонации, способствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко и понятно для окружающих.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых дети могли бы передавать свои эмоции чувства, желания и взгляды; участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии; у детей развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными; дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а так же как часть сюжетно-ролевых игр; совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонация, выразительность; развивается диалогическая и монологическая формы речи; улучшается грамматический строй речиТеатрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность :

• Помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• Появляется интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

• Совершенствуется артикуляционный аппарат;

• Формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь;

• Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• Позволяет формировать опыт социального поведения;

• Стимулирует активную речь.

Содержание деятельности :

• Артикуляционная гимнастика;

• Чистоговорки и скороговорки;

• Упражнения на воображение;

• Упражнения на имитацию движений;

• Упражнение на интонационную выразительность;

• Упражнение на речевое дыхание;

• Инсценировки сказок, показ театрализованных представлений.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображение, развивает все психические функции детей; значительно повышается речевая активность и коммуникативная направленность речиразвивается связная и диалогическая речь.

Театр – явление уникальное, состоит из множества компонентов, особенно если речь идет о театре, в котором играют дети. В детских сценариях всегда много музыки, веселых песенок, танцев, игр, стихов, шуток, загадок. Сочетание различных видов искусств создает идеальные условия для развития эмоционально-творческой сферы личности ребенка.

При разучивании небольшой роли, у ребенка развивается память, воображение, тренируется речь. Все это приобщает детей к духовным ценностям мировой культуры, к истокам родного языка, древним традициям своего народа.

Виды театра :

Настольный театр : способствует развитию творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, освоения различных форм творчества; обучать приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театрах нашего городаразвивать интерес к театрально-игровой деятельности. Настольный кукольный театр : плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры, сшитые из кусочков ткани, меха, кожи); лепные (из глины по типу дымковской игрушки, деревянные, резные (по типу Богородской игрушки).

Пальчиковый театр : способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надеть себе на пальчик фигурки и попытаться рассказать сказку (не обязательно, по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе ведет к развитию речи; подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Пальчиковый театр- это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельные пальчики; это могут быть отдельные куколки, животные, герои из сказок.

Бибабо: познакомить детей с различными видами театров; формировать навыки коллективного взаимодействия; способствовать развитию творческого потенциала детейразвивать эмоционально-волевую сферу (сопереживать героям, выражать эмоции радости, грусти, контролировать свои чувства); посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Теневой театр : познакомить детей с теневым театром; приучать инсценировать простейшую сказку, используя настольный театрразвивать чувство прекрасного, любви к театру; помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение; вызвать у детей потребность в эмоциональном общении. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещенном экране. Силуэты фигурок делают из тонкого картона, и окрашивают в черный цвет с одной стороны; некоторые части силуэтов (рука, нога, голова) можно сделать подвижными, подергивая их за ниточку.

Театр на фланелеграфе : развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность; содействовать эстетическому воспитанию; развивать ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом; картинки не падают, держатся на доске, как волшебные.

Ролевой театр : развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; обогащать словарь детей и активизировать его; побуждать детей к импровизации с использованием средств выразительности; способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками. Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, русские-народные сказки, загадки, инсценируют песни, используя костюмы.

Театр масок : развивать память, внимание; умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею; воспитывать выдержку; развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность)развивать умственную и речевую активность; развивать умения с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из русских народных сказок. Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя, это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.        

СеземинамН.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Конспект открытого занятия на тему: «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект открытого занятия на тему: «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»...

Консультация для родителей«Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности»

Консультация для родителей«Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности»Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенст...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».

Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...

Консультация для родителей " Развитие связной речи детей 5-6 лет с помощью дидактических игр в домашних условиях».

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.  Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладе...

Методическая разработка "Формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности"

В последние годы мы стали замечать, что в детский сад поступает все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агресс...