Развитие пространственного восприятия у детей
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие пространственного восприятия у детей
Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако, он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве и служит их основой.
Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой ребенок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит она правая». Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удается ребенку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т.д.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребенку чем – то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что находится справа для другого человека может находиться слева.
Другие направления пространства «спереди, сзади» ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т.д.).
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладение умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображение людей и предметов на листе бумаги.
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку определять и фиксировать каждый вид отношений. При этом, в каждом из отношений («над – под», «за – перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары, а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, осваивая представления об этих отношениях только со своей позиции, оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что если смотреть с другой стороны, то отношения изменяются: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п.
Таким образом, только к концу дошкольного возраста (да и то не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умения менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственно – временные отношения между предметами, осматривают из с разных позиций и обозначают словесно.
По программе воспитания и обучения детей трехлетние дети должны знать и уметь:
- Различать правую и левую руки;
- Пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.
Предложите ребенку поиграть с вами. Например,
1.Инструкция: «Возьми мишку и посади его на стул, возьми машинку и спрячь ее за дверь» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....
Развитие пространственного восприятия у детей с ОНР через Леготехнологии
Представлен опыт работы логопедиской группе развитие пространственных представлений с использованием Леготехнологии....
Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия у детей с тнр.( Технология Е.Н.Потаповой)
Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия у детей с тнр.(Технология Е.Н. потаповой)...
Использование лабиринтов в развитии пространственного восприятия у детей с нарушением зрения
В данном материале представлена методика использования игр-лабиринтов в развитии пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения...
Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...
Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия у детей
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:- В схеме собственного тела «на себе»;- в окружающем пространстве «от себя»;- ориентировка на внешних объектах....
"МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР" (Технология Потаповой Е.Н.)
Когда-то мне попалась на глаза книга Е.Н.Патаповой «Радость познания». Ознакомившись с материалом, я заинтересовалось методикой автора. Предложенный метод Евгении Николаевны дал наст...