Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
проект (средняя группа) по теме
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Сентябрь.
Тема «Овощи. Огород» | Тема «Фрукты. Ягоды | Тема «Грибы» | . Тема «Осень. деревья». |
1. На какую геометрическую фигуру похож предмет? (огурец, помидор, морковь,ящик). 2. На ощупь определить геометрическую фигуру и назвать предметы, похожие на неё. 3. «Собери такую же цепочку» по образцу из геометрических фигур. | » 1. Что художник нарисовал сначала, а что потом? (Изображение двух фруктов один на другом. Предлог на) 2. Построить забор из мелкого конструктора, потом игрушечную яблоню, куколку располагать перед (за) забором: «Где растет яблоня? Где стоит девочка?» | 1. «Найди заданную фигуру и выполни инструкцию». (Возьми фигуру с углами и приложи её к правому уху. Возьми желтый квадрат в правую руку и приложи его к левому плечу. И др.) 2. «Игры-задания»- возьми в правую руку гриб, который больше. Положи его в корзинку справа от тебя. | 1.«Сравни по форме и размеру»- покажи ромашку, у которой лепестки уже, чем лепестки желтого цветка и т.д. 2. «С какого дерева листок?» Деревья различной высоты и листья разного размера. К высокому дереву — большие листья, к низкому – маленькие. 3. «Дерево и гусеницы» (расположи на короткой ветке длинную гусеницу, на самой длинной ветке гусеницу меньше этой). Октябрь |
Тема «Перелетные и зимующие птицы» | Тема «Перелетные и зимующие птицы» | «Дикие животные осенью» | «Дикие животные осенью». |
1. «Кто больше, а кто меньше?» (Голубь больше воробья и т.д.) 2. «Найти одинаковые облака»(вырезанные из бумаги облака различного размера). 3. «Игры-задания»- взять со стола правой рукой рисунок с изображением самой большой птицы, а в левую — рисунок с самой маленькой птичкой. Положи мне в правую руку птицу, которая больше | 1.«Собери башню» (квадраты с изображением птиц различного размера, из них сложить башню так, чтобы квадраты располагались по мере уменьшения размера птиц). 2. «Где птичка?» Педагог ставит на стол перед детьми зеркала и раздает карточки с изображением птиц. Изображения зимующих птиц надо положить перед зеркалом, а перелетных – за зеркалом. Ответить на вопрос: «Где лежит ворона?» Педагог просит назвать птиц, отражение которых мы можем увидеть в зеркале. 3.«Птички летят!» Педагог вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево (выше всех вправо, ниже всех и т.д.). | «Кто от кого убегает?» (3 карточки с изображ. волка, догоняющего зайца. Бегущих волка и зайца разделяет дорожка с определенным геометрич. рисунком разным на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Дети должны найти карточку со своей дорожкой и составить предложение: «Заяц убегает от волка». Аналогично карточки стрекоза улетает от лягушки, червяк уползает от цыпленка). 2. «Назови предметы». (Контурное наложение нескольких предметов). | 3. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы. 4. «Подарок от Мишки». Схема-план комнаты с ориентирами в виде стрелок, указывающих направление пути, и предметного ориентира «подарка от Мишки» |
.
Ноябрь
«Игрушки» | «Игрушки» | «Одежда. Головные уборы» | «Одежда. Головные уборы» |
1. Игра с клоуном в красно-синем костюме. Закрепление знания частей тела. 2. «Что стоит внизу, наверху, рядом?» (Наборы мелких игрушек и строительного материала; положи шарик на кубик, кубик рядом с шариком и т.д.) | 1. «Слушай внимательно и расставь игрушки так, как я скажу: пирамидку – в верхний левый угол, машинку – в нижний правый угол и т.д.» 2. «Прокати машинку» передвигать игрушку в заданном направлении по словесной инструкции. | 1.Внимательно рассмотри рисунок и расскажи, что продается в магазине. Какой предмет лишний? Каким одним словом можно назвать все остальные предметы? (Одежда) 2. «Одежда для девочки». Изображение девочки и разной одежды по длине, размеру. Задания: «Выбери девочке самое короткое платье, самую длинную юбку и т.д.» | 1. «Где карман?» — автоматизация понятий слева – справа. Перед ребенком картинки, изображающие одежду: рубашка, шорты, платье, кофта, блузка, брюки, халат. На каждом предмете одежды есть карман слева или справа. Задание: положить справа от себя одежду, на которой карман справа, слева от себя, на которой карман слева. |
Декабрь.
«Обувь» | «Обувь» | «Квартира. Предметы быта. Мебель» | «Квартира. Предметы быта. Мебель» |
«Следы» — педагог раскладывает перед детьми следы обуви человека и дает задание выбрать след самого длинного правого ботинка, самого широкого ботинка, ботинка с левой ноги, самого узкого ботинка и т.д. Затем просит найти ему пару. | «Покажи, как я» педагог стоит напротив детей и в быстром темпе показывает свои части тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя. «Маша-растеряша». Определять положение предмета относительно себя – впереди, сзади, внизу, справа, слева. | 1. «Какой план комнаты соответствует рисунку?» 2. «Найди и покажи, что под столом, над тумбочкой, между креслом и столом, за креслом и т.д.» | 1.«Перед телевизором». Педагог расставляет перед игрушечным телевизором зверят: лису справа от мишки, зайку — слева от мишки, слоненка — сзади, мышку – впереди. Телевизор стоит экраном к детям, а зверята – спиной к ним. И задает вопросы: «С какой стороны от мишки сидит лиса? И т.д.» Педагог дает описание предмета, находящегося в кабинете (окно, стол, шкаф и т.д.) Ребенок должен определить, о каком предмете идет речь в описании, и встать около него. Затем педагог просит: «Отойди от шкафа и скажи, что ты сделал». |
Январь.
«Посуда» | «Посуда» | «Семья» | «Семья» |
«Нарисуй, как я скажу!» — ориентировка на листе бумаги: «Нарисуй стакан в верхнем правом углу, кастрюлю — в центре и т.д.» | «Отгадай, какой предмет я задумала» педагог расставляет в ряд несколько предметов посуды или картинки с изображением посуды, продуктов и говорит: «Этот предмет находится перед кастрюлей или между стаканом и ложкой и т.д | 1. «Отгадай, кто где?» Алеша стоит слева от елки, но справа от березы. Покажи Алешу. Катя выше Лены, но ниже Маши. Покажи, кто где. На какой картинке девочка выше мальчика, но ниже дерева? 2.«Физминутка!» Педагог стоит напротив детей и показывает свои части тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя. Задание можно провести в форме пальчиковой гимнастики – по очереди показывать правую или левую руку с определенными пальчиковыми позами. | 1. «Сделай, как я!» — ориентация на плоскости по образцу. 2. «На зарядку становись!» — логопед выстраивает детей в шеренгу, называя место каждого ребенка: «Саша встанет первым, сзади него – Лена и т.д.» |
Февраль.
«Зимние забавы» | «Дикие животные и их детеныши» | «Дикие животные и их детеныши» | «Зимующие птицы» |
1.«Поставь, как я и расскажи, где что стоит, используя маленькие словечки за, перед, между». Пять предметов. Различение левой и левой частей собственного тела, закрепление положения тела человека, стоящего напротив. Педагог просит взять со стола правой рукой рисунок, на котором изображен самый высокий предмет, а в левую -рисунок, на котором предмет ниже всех. Затем педагог встает напротив ребенка и, протягивая две ладони к ребенку, просит: «Положи мне в правую руку самый высокий предмет». | 1.«Кто от кого убегает?» (3 карточки с изображением волка, догоняющегозайца. Бегущих волка и зайца разделяет дорожка с определенным геометрич. рисунком разным на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Дети должны найти карточку со своей дорожкой и составить предложение: «Заяц убегает от волка». Аналогично карточки стрекоза улетает от лягушки, червяк уползает от цыпленка). 2. «Назови предметы». (Контурное наложение нескольких предметов). 3. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы. | «Найди детеныша» или «Кто где находится?» (Демонстрационная таблица). Закрепление понимания и употребления пространственных предлогов. 2. «Подарок от Мишки». Схема-план с ориентирами в виде стрелок, указывающих направление пути, и предметного ориентира «подарка от Мишки». | 1. «Кто больше, а кто меньше?» (Голубь больше воробья и т.д.) 2. «Птички летят!» Педагог вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево ( выше всех вправо, ниже всех и т.д.). 3. «Собери башню» (квадраты с изображением птиц различного размера, из них сложить башню так, чтобы квадраты располагались по мере уменьшения размера птиц). |
Март.
«Профессии» | «Профессии» | «Домашние животные и их детеныши» | «Домашние птицы» |
1. «Кому что нужно?» Педагог просит нарисовать на чистом листе бумаги в верхнем левом углу предмет, необходимый шофёру, в нижнем правом углу – сантехнику и т.д.? 2. Запомнить 3-5картинок,изображающих людей разных профессий, а затем выбрать их среди других. | 1.«У кого что?» — логопед показывает изображения людей разных профессий с соответствующимипредметами труда и спрашивает, кто это и 2.«Выполни инструкции» — положи перед собой картинку, изображающую мужчину, слева от него положи картинку, изображающую повара, над ним – строителя в какой руке что держит? | 1. «Загадки с котятами»- закрепление понятий справа, слева, выше, ниже. 2. «Расскажи, кто (что) где находится» — закрепление употребления в речи пространственных предлогов | 1. «Найди птенцов» — ориентировка на плоскости изображения. 2. «За мамой становись!» Расположить птенцов по мере возрастания слева направо (плоскостные изображения птенцов разного размера). |
Апрель.
«Транспорт» | «Дикие животные весной» | «Весна. Птицы прилетели». | «Растения леса, луга. Цветы» |
1. «Куда едут машины?» ( «Расскажи, что где находится»). 2. «Прокати машинку» — передвигать игрушку в заданном направлении по слову или образцу со словесным обозначением данного направления. Ориентация на плоскости по образцу «В центре прикрепи красную машинку, внизу – цветок, слева от цветка – девочку и т.д.» (на мольберте с ковролином). | 1. «Найди детеныша» или «Кто где находится? (Демонстрационная таблица). Закрепление понимания и употребления пространственных предлогов. 2. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы. 3. «Расскажи, кто где находится». | 1. «Птички летят!» Логопед вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево (выше всех вправо, ниже всех и т.д.). 2. «Выполни задание» — положи справа от себя картинку с изображением ласточки, слева – грача, перед собой – соловья и т.д | 1. «Сравни по форме и размеру»- покажи ромашку, у которой лепестки уже, чем лепестки желтого цветка и т.д. 2. «Дерево и гусеницы» (расположи на короткой ветке длинную гусеницу, на самой длинной ветке гусеницу меньше этой) |
Май.
«Наш город» | «Насекомые» | «Растения леса, луга. Деревья» | «Насекомые» |
1. «Найди пару» — выбор такой же геометрической фигуры. 2. «Я рисую Кошкин дом: в центре два окна, слева – дверь с крыльцом, наверху еще окно, чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки». З. «Подбери фигуры» — соотнести фигуры с цветом и формой. | 1. «Муха» — в центре большого квадрата, разделенного на 9 клеточек, сидит муха. Ребенок совершает ею движения по квадрату вверх, вниз, влево, вправо. 2. «Помоги пчелке добраться до цветка» — пройти лабиринт зрительно и | 2. «С какого дерева листок?» Деревья различной высоты и листья разного размера. К высокому дереву — большие листья, к низкому – маленькие. | 1. Ориентация на плоскости по образцу: «Сделай, как я – наверх я прикреплю звездочку, вниз — ромашку, на неё посажу жука и т.д.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте
Помодет при обследовании восприятия и написании дипломов...
Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Презентация "Система коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития"
Задача всех специалистов выявить детей такой категории и помочь им. В начале учебного года все специалисты ДОУ проводят наблюдение за индивидуальным развитием всех поступающих детей. Результаты наблюд...
Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...