Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Добавь слово

     Цель: упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве.

     Оборудование: любые предметы, находящиеся вокруг, мяч.

     Ход игры. Взрослый начинает предложение, называя разные предметы в комнате, а дети должны добавлять слова: справа, слева, позади, впереди для того, чтобы охарактеризовать положение названных взрослым предметов. Отвечает только тот, кому взрослый бросит мяч.

 Украсим елку

Цель: развитие пространственного праксиса, внимания.

Оборудование: елка-коврограф, съемные игрушки.

Ход игры. Взрослый просит ребенка повесить игрушку на елку, используя слова «правее, левее, выше, по середине»

 Заполни квадратики

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, представления о количестве.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на шесть квадратов (два ряда), карандаш.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку заполнять квадратики в определенной последовательности, используя в установках понятия: «столько, сколько», «сколько будет, если сложишь», «на сколько больше (меньше)».

 Графический диктант

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, преставления о количестве.

Оборудование: листы бумаги в клеточку и карандаши по числу детей, набор картинок, нарисованных по клеточкам.

Ход игры. Детям раздаются листочки с карандашами, на листочке ставится точка отсчета. Взрослый берет картинку и называет количество клеточек и направление линии (например, «одна клеточка вправо, две клеточки вверх» и т.д.)

Лабиринт

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, умения пользоваться правилом, формировать наглядно-схематическое мышление, развивать связную речь.

Оборудование: лабиринты, схемы для прохождения лабиринтов, на которых путь обозначен ломаной линией.

Ход игры. Перед ребенком кладется лабиринт и схема по которой можно прийти к заданному объекту. Ребенок идет по лабиринту, ориентируясь на схему и комментируя  свое продвижение речью («пойду прямо, поверну налево…»).

Приглашение в гости

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, умения пользоваться правилом, формировать наглядно-схематическое мышление, развивать связную речь.

Оборудование: лабиринты, схемы для прохождения лабиринтов, на которых путь обозначен ориентирами.

Ход игры. Перед ребенком кладется лабиринт и схема по которой можно прийти к заданному объекту. Ребенок идет по лабиринту, ориентируясь на схему и комментируя  свое продвижение речью («дойду до елочки, поверну направо и дойду до цветочка, поверну налево, дойду до яблоньки…» и т.д)

 Выбери коврик

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие связной речи

Оборудование: коврики украшенные геометрическими фигурами или картинками.

Ход игры. Ребенок описывает один из ковриков, используя слова: «в правом верхнем углу, наверху, посередине и т.д.»). взрослый (или другой ребенок) выбирает коврик по описанию.

 Где чей домик

Цель: учить ориентироваться в пространстве, сравнивать числа, развивать связную речь

Оборудование: набор карточек с цифрами, пять домиков, к которым ведет дорожка с ответвлениями, у развилок стоят ограничения (например, больше трех, меньше семи)

Ход игры. Ребенок должен развести цифры по своим домикам, комментируя свои действия.

 Обручи

Цель: учить ориентироваться в пространстве, формировать логическую операцию, обозначаемую союзом «и», развивать внимание, связную речь.

Оборудование: 2 – 3 разноцветных обруча, предметные картинки или геометрические фигуры.

Ход игры. Вариант 1. Обручи накладывают так, чтобы они перекрещивались и отмечают, что часть пространства находится только внутри одного обруча, часть пространства – одновременно внутри двух обручей, а часть пространства – одновременно внутри трех обручей. Ребенку просят разложить картинки и фигуры по указанию. Например, положи так, чтобы лежало одновременно и в красном и в синем обруче, или лежало внутри красного, но вне синего обруча.

Вариант 2.  Картинки уже разложены. Взрослый просит дать фигуру, которая…

 Расставь мебель

Цель: учить ориентироваться в пространстве, пользоваться планом, развивать связную речь.

Оборудование: макет кукольной комнаты и кукольная мебель, геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, изображающий кукольную комнату.

Ход игры. Взрослый на листе бумаги раскладывает геометрические фигурки и просит ребенка расставить мебель в соответствии с предложенным планом.

 Где мишка

Цель: учить ориентироваться в пространстве, пользоваться планом, развивать связную речь.

Оборудование: план группы или кукольной комнаты, игрушечный мишка и вырезанное изображение из картона.

Ход игры. Взрослый кладет картонного мишку под один из объектов плана и предлагает детям найти мишку в группе или кукольной комнате.

 Сложи узор

(кубики Никитина, Волшебный квадратик,                  крестики Воскобовича)

Цель: учить ориентировать геометрические фигуры на плоскости, составлять из частей целое, развивать внимание, воображение.

Оборудование: кубики Никитина, Волшебный квадратик, крестики Воскобовича.

Ход игры. Вариант 1.Ребенок выбирает картинку и составляет ее.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно придумывает предметное изображение или узор из предложенного материала.

 Встань, где прошу

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, связную речь.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Взрослый называет место, где должен встать кто-то из детей. Если ребенок встал правильно, он сам становится водящим и называет новую пространственную ориентировку для другого ребенка.

 Найди сокровище

Цель: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в порядковом счете.

Оборудование: «письмо», в котором содержится описание дороги до пиратского клада: «5 шагов влево от стола, 3 шага прямо, 2 шага направо и т.д.»

Ход игры. Взрослый заранее прячет призы, затем читает письмо и предлагает ребенку выполнить указанные в письме действия.

 Сложи отражение в воде

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, тренировать внимание.

Оборудование: 2 набора геометрических фигур, лист бумаги, разделенный на две части: суша, вода.

Ход игры. На суше из геометрических фигур строится башня (дом, дерево). Ребенку предлагается построить его отражение в воде.

Можно построить предмет по отражению в воде.

 Объясни дорогу водителю

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, связную речь.

Оборудование: план городской улицы, маленький автомобильчик.

Ход игры. Ребенок объясняет водителю – другому ребенку, как нужно ехать, чтобы доехать до заданного здания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Картотека игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста...