Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия у детей
материал
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:
- В схеме собственного тела «на себе»;
- в окружающем пространстве «от себя»;
- ориентировка на внешних объектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_prostranstvennogo_vospriyatiya.docx | 397.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Игры и игровые упражнения
на развитие
пространственного восприятия у детей
Составила
инструктор по физической культуре
Щербакова Т. Н.
г. Югорск 2021 г.
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:
- В схеме собственного тела «на себе»;
- в окружающем пространстве «от себя»;
- ориентировка на внешних объектах.
1. Ориентировка «на себе», освоение «схемы собственного тела»
Игра «Обезьянки»
Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница»
- Правой рукой дотронься до левого уха;
- левой рукой до правой коленки;
- встань справа от Вики;
- встань так, чтобы мячик был сзади от тебя»;
- правой рукой обними левое плечо, а левой рукой коснись кончика носа и наоборот;
- правой рукой закрыть левый глаз;
- левой рукой дотронуться до правого носка и т. д.
Игра «Я робот!»
Игра учит ребёнка внимательно слушать команды ИФК.
2. Ориентирование в окружающем пространстве, с системой отсчета «от себя»
Игра «Что где находится?»
Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра «Что стоит внизу, наверху»
Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».
3. Игры на ориентировку на внешних объектах
Игра «Что где стоит?»
Цель: установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).
Игра «Давай меняться»
Цель: формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Игра «Да-нет»
Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.
Игры на занятиях по физической культуре
«Фигуры высшего пилотажа»
ИФК:
- Давайте с вами отправимся на летное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полет вашего самолета. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились.
- Представим, что перед вами лежит карта полета (ковёр). На какую фигуру он похож? Что есть у прямоугольника (квадрата)? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону, левую сторону, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
ИФК:
- Первый пилот самолёта (в руках самолёт) садится в нижний левый угол. Ваш полет начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается и вы занимаете верхний левый угол.
ИФК: Где находится ваш самолёт?
ИФК: Затем стремительно падает в нижний правый угол.
ИФК: Назовите координаты своего самолета?
ИФК: Резко поднимается в верхний правый угол.
ИФК: Следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол)
ИФК: Вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут.
ИФК: Где находится ваш самолет?
ИФК: Вот мы приземлились, а теперь наш самолет нужно поставить в ангар на техническое обслуживание.
«Колокольчик»
Все дети сидят на мате, один из них – водящий, он закрывает глаза. ИФК отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
«Давай меняться»
Дети стоят на матах на одинаковом расстоянии друг от друга. ИФК даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
«Зайчик»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:
Зайчик, зайчик — белый бок,
Где живешь ты, наш, дружок?
По тропинке, вдоль опушки,
Если влево мы пойдем,
Там и мой родимый дом.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх,
Лапки вниз,
На носочки поднимись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках
Скок — скок — скок.
А теперь вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки!
«Найди»
Возьмите четыре игрушки. Определите исходную позицию, расставьте игрушки по четырем сторонам и расскажите ребенку
Направо пойдешь – машину найдешь
Налево пойдешь – куклу найдешь
Вперед пойдешь – мячик найдешь
Назад вернешься – зайчика встретишь.
«Сигнальные флажки»
Для игры нужно сделать два флажка разного цвета. Вы отдаете команды – красный флажок вверх, синий вниз; правую руку вперед, синий флажок – вправо. Команды и варианты Вы, конечно, можете придумывать на ходу.
«Потянись и покружись - самым ловким окажись»
Задачи: развивать ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве.
По сигналу ведущего «Попляши!» - дети пляшут. По сигналу «Вправо, влево, покружись!» - кружатся. По сигналу «Самым ловким окажись» - стоят на одной ноге.
«Не урони»
Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; развивать ловкость, ориентировку в пространстве.
Оборудование: мягкие диски или мешочки.
Дети стоят в шеренгу с дисками на голове, выполняя задания ведущего: передвигаются вперед на носках, назад на пятках, передвигаются врассыпную по залу с поворотом кругом.
«Прыгуны»
Задачи: укреплять мышцы ног; формировать правильную осанку; развивать ориентировку в пространстве.
Игры с мячом,
направленные на развитие ориентировки в пространстве
Представленные упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно попользовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
«Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я
Взрослый:
Раз, два, три —
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
«Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ходигры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
«Мячик прыгает по мне— по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции инструктора по ФК.
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот —не запутаться бы мне.
«Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка)
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева) развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом:
«Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»,
«Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их коррекции....
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. В помощь вам представляю ...
Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей....
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...
Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»...
Мастер - класс для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен родителям и педагогам....
"Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
quot;Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"...