Консультация для родителей "Учимся, играем, фигуры различаем"
консультация (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Данная консультация может быть использована в работе с родителями детей дошкольного возраста, в том числе с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geom_figury.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Учимся, играем, фигуры различаем».

В дошкольном  возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в дошкольном возрасте обучение  лучше всего строить через игру. Она  имеет важнейшее значение,  является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.  Родитель может  привлечь  ребенка, как партнёр по интересной совместной деятельности, а  дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в дошкольном возрасте.

Именно она  даёт возможность решать различные образовательные  задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей дошкольного  возраста, ребенок познаёт новое.  

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Необходимо  открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться.

Варианты совместных игр дома

«Геометрическое лото»

Лото — универсальная игра, с ее помощью можно изучить все, что угодно, в том числе и геометрические фигуры. Геометрическое лото легко сделать самостоятельно: делаем карточки с фигурами  в двух экземплярах, второй экземпляр разрезаем на отдельные карточки. Сначала сделайте фигуры одного цвета и размера. Когда ребенок хорошо усвоит форму, можно сделать фигуры разноцветными и разной величины.

Можно сделать большие карточки с предметами разной формы. Например, круг – мяч,  яблоко, воздушный шар; квадрат – коврик, платок, оконная рама. Играя, ребенку нужно будет найти предмет, соответствующий геометрической фигуре, которую показывает ведущий.

«Волшебный мешочек»

В небольшой мешочек положите несколько геометрических фигур. Покажите ребенку фигурку одного вида и попросите найти в мешочке такую же. Когда ребёнок научится соотносить объемную фигуру и ее плоское изображение (круг и шар, квадрат и кубик, тетраэдр и треугольник и так далее), вы можете показывать ему не объемную фигуру, а плоское изображение. Когда малыш сможет узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, в мешочек можно будет складывать не геометрические фигуры, а предметы.

«Сортируем геометрические фигуры»

1.Делим пирог. Предложите малышу поделить пирог (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглый пирог, другой – квадратный.

2.Сортируем по признакам. Покажите ребёнку, что некоторые фигуры могут катиться, а некоторые – нет, некоторые фигуры можно поставить друг на друга, а некоторые – нет, и так далее. Можно предложить ребенку рассортировать фигуры по двум признакам: не катится, не катится и ставится друг на друга, катится и не ставится друг на друга (кубики, цилиндры, шары).

Подвижные игры с геометрическими фигурами

Подвижные игры с траекторией движения в виде геометрической фигуры также позволят ребенку лучше ее усвоить, особенно это относится к детям–кинестетикам.

«Обойди фигуру»

Обозначьте на асфальте мелом или дома на полу веревкой, малярным скотчем или изолентой геометрическую фигуру, старт и финиш (они будут совпадать). Можно включить веселую музыку. Предложите ребёнку обойти фигуру разными способами: пройти шагом, обежать, пропрыгать, проползти, на носочках, на пяточках, высоко поднимая колени и так далее. Можно предложить пройти фигуру, ведя мяч или подкидывая его.

                   Речевые игры с геометрическими фигурами

«Договорки»

Найдите или придумайте сами стихи про геометрические фигуры и поощряйте ребенка вставлять названия фигур, когда вы читаете стихотворение.

«Геометрические сказки»

Можно придумать сказку, героями которой были бы геометрические фигуры. Записать ее, вставив вместо названий геометрических фигур их изображения. Читая сказку ребенку, просите малыша называть геометрические фигуры вместо вас.

Интеллектуальные игры с геометрическими фигурами

Можно играть с ребенком и в игры, которые будут тренировать его память, развивать логику и мышление.

«Повтори узор»

Вы выкладываете узор из нескольких фигур (лучше начать с 3-5 фигур). Ребенку нужно повторить узор, глядя на ваш образец или по памяти.

«Продолжи последовательность»

 Вы выкладываете последовательность из нескольких фигур. Ребенку нужно продолжить ее. Сначала можно строить последовательность, меняя только один признак (например, из синих кругов: большой – маленький – большой — маленький), потом можно менять два признака (синий большой круг  – желтый маленький круг) или даже три (синий большой круг – желтый маленький треугольник).

«Что изменилось»

Вы выкладываете какой-то узор или фигуру. Просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и что-то убираете из узора или изменяете. Ребенку нужно заметить, что изменилось.

«Геометрические пазлы»

Если ребенку нравятся разрезные картинки, вы можете сделать разрезные геометрические фигуры. Сначала разрежьте фигуры на 2 части, если малыш легко справится с этим заданием, разрежьте каждую половинку еще пополам, и так далее. Можно разрезать фигуры вдоль или поперек на несколько частей. Вы можете дать ребенку кусочки фигуры, назвать ее и попросить собрать. Потом фигуру уже можно не называть, просто давать кусочки фигуры, пусть ребенок догадается сам, что за фигуру ему нужно собрать.

Ребенку вы можете показать, как геометрические фигуры получаются друг из друга. Например, квадрат можно превратить в 2 прямоугольника или 4 квадрата, в 2 или 4 треугольника; треугольник можно превратить в два треугольника или в треугольник и трапецию. Показывайте ребенку, что можно не только разделить фигуру на несколько других, но и из нескольких фигур можно собрать одну.

Вы можете попросить ребенка собрать несколько геометрических фигур из кучи перемешанных деталей или предложить ему игру «Сложи квадрат».

Также можно сделать разрезные картинки на любую тему в форме геометрических фигур или разрезать картинку только на квадраты, прямоугольники или треугольники.

Творчество с геометрическими фигурами

«Аппликации из геометрических фигур»

Если у ребенка уже хорошо получается приклеивать детали на заданные места, вы можете делать сюжетные аппликации или узоры и орнаменты из геометрических фигур. Для первых аппликаций достаточно 3–4 фигур, постепенно их количество можно увеличивать.

Можно играть с ребенком в игру: вы показываете ребёнку предмет, составленный из геометрических фигур, и просите его назвать фигуры, из которых он состоит.

                            «Нарисуй и выложи  геометрические фигуры»

Рисование и выкладывание геометрических фигур позволит ребенку лучше прочувствовать их форму и отличия друг от друга. Рисовать фигуры можно карандашами, красками, фломастерами. В большинстве случаев сначала ребенок осваивает рисование круга. Если ребенок не возражает, нарисованную им фигуру потом можно во что-то превратить: желтый круг – в солнышко, коричневый квадрат – в стол, голубой овал – в озеро и так далее. Такие превращения будут способствовать развитию у ребенка умения видеть геометрические фигуры в окружающих его предметах. Вы можете подготовить какую-то сюжетную картинку или воспользоваться готовой и попросить ребёнка  дополнить ее: нарисовать круглый мячик, прямоугольный кузов для грузовика, треугольную крышу для дома и  так далее.

Геометрические фигуры можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, выкладывать из веревки, счетных палочек, зубочисток (в углах их можно скреплять пластилином), карандашей, мозаики и так далее. На улице вы можете рисовать геометрические фигуры мелками, выкладывать их из палочек и камушков. Будет интереснее, если вы добавите к этому какой-то сюжет. А еще геометрические фигуры можно рисовать в воздухе пальцем, рукой или ногой.

Строим свои геометрические фигуры. Предложите ребенку несколько геометрических фигур (например, прямоугольник, квадрат и треугольник) и попросите собрать из них свою. Если ребёнок  затрудняется сам, подберите получившейся фигуре название вместе. Если к обратной стороне геометрических фигур прикрепить магнитную ленту, ребёнок  сможет играть в эту игру на холодильнике, пока вы заняты приготовлением обеда.

Можно выкладывать не только необычные фигуры, но и любые предметы: домик, машину, елочку, цветок, зайку — все, на что хватит фантазии.

Из геометрических фигур можно выкладывать узоры, орнаменты, мандалы. Это развивает не только пространственное мышление, но и воображение и просто необходимо будущим дизайнерам.

Необычная геометрия

Закрепить знания ребенка о геометрических фигурах и научить их применять на практике можно с помощью настольных игр, посвященных геометрическим фигурам. В продаже их великое множество: домино, лото, «memory», «что к чему», игры–ходилки для разного возраста и другие.

Познакомить ребенка старше 6 лет со свойствами геометрических фигур, показать ему, что одни геометрические фигуры являются разновидностями других фигур, что одна и та же геометрическая фигура может называться по–разному, тоже можно в игре: «Геометрика» от сайта «Банда умников».

В заключение, хочется еще раз обратить внимание на то, изучать геометрические фигуры можно не только за столом и по развивающим книжкам. Игры с геометрическими фигурами могут задействовать все органы чувств ребенка и приносить ему не только пользу, но и радость от общения с  вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»

Особое место среди математических развлечений, занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур....

Консультация для родителей "Дома играем - фигуры изучаем".

Предлагаю вашему вниманию игры для родителей с детьми на изучение и закрепление геометрических фигур, которые займут  немного  времени, и не обязательно свободного, по дороге в детский...

Консультация для родителей Тема: «Дома играем – фигуры изучаем»

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойст...

Консультация для родителей «Игры с геометрическими фигурами»

Игры созданы для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата....

Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».

Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах»....

Дидактическая игра «Фигура фигур»

Цель: Формировать представление о геометрических фигурахЗадачи: - продолжать знакомить детей с плоскими фигурами – квадратом, кругом, треугольником, овалом и прямоугольником;- упражнять в диффер...

Консультация для родителей на тему: «Дома играем – фигуры изучаем»

Основное усилие и педагогов, и родителей – воспитать потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно, чтобы математи...