Статья для родителей. «Играем в речевые и развивающие игры дома, развития речи в 4-5 лет»
статья (средняя группа)
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Пси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_roditeley.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей
«Играем в речевые и развивающие игры дома, развития речи в 4-5 лет»
Развивая речь –
+мы вступаем на путь познания
Развивая мысль –
мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней и старшей группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решать одну из задач развития речи.
Развиваем речь, играя
(домашняя игротека)
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника.
Поиграйте с ребёнком. Это принесёт ему пользу, а вам радость от общения с ним!
Игра «Закончи предложение».
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
Игра «Назови три слова».
Описание: предложите ребенку закончить предложение:
- Что можно купить? (Пирожное,сыр,молоко)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто кем был или что чем было».
Описание: Взрослый задает вопрос - кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Моя семья»
Описание. Взрослый показывает на члена семьи и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игра «Угощаю»
Взрослый - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Ласточки и люди»
Взрослый рассказывает историю - Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
-У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
-У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
-У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
-У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
-У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
-У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
Игра «Приготовим сок»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
- Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
Ига «Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
- Четыре ножки, спинка, сиденье (стул)
- Корень ствол, ветки, листья (дерево)
- Носик, крышка, ручка, донышко (чайник)
- Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)… и т.д.
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто . На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
-Конура залезла в собаку.
-Лужа перепрыгнула через меня.
-Стул залез под котёнка.
-На лягушку прыгнула трава.
-Кустик спрятался за ёжика.
Игра «Перепутанница»
Взрослый - Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: «ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Взрослый бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
Игра «Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Также можно поиграть с ребенком в тактильную игру:
Игра «Какой овощ, фрукт?»
Взрослый нарезает овощи и фрукты, ребенок их нюхают и пробуют на вкус.
Взрослый даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей на тему- "Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей и воспитателей...
Презентация "Подвижные игры с речевым сопровождением как эффективный метод развития речи детей раннего возраста"
Материал по самообразованию педагога...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
laquo;Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Развивающие игры для детей 2-3 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только.
Для занятий с детьми дома, предлагаю вам игры на развитие мелкой моторики рук.Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.Нормальное развитие речи ребенка очен...
Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...