ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
статья (младшая группа)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по формированию навыков самообслуживания, а именно формированию умения убирать игрушки вместе со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx | 122.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по формированию навыков самообслуживания, а именно формированию умения убирать игрушки вместе со взрослым.
Ключевые слова
Культурно-гигиенические навыки, самообслуживание,
младший дошкольный возраст.
Самостоятельность является важным качеством, которое необходимо каждому человеку. И развивать его необходимо уже с самого раннего детства. Младший дошкольный возраст является благоприятным период для формирования у детей навыков самообслуживания.
В словаре С.И. Ожегова под самообслуживанием понимается обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала [2].
Самообслуживание связывается с деятельностью, которая направлена на то, чтобы обеспечить личные нужды бытового характера (содержать одежду и дом в чистоте, готовить еду, выполнять санитарно-гигиенические нормы и пр.) [1].
Можно выделить следующие навыки самообслуживания, которыми должен овладеть дошкольник [3] (рис. 1):
Рис. 1. Навыки самообслуживания
Навыки самообслуживания не становятся сразу автоматизированными. Их развитие является постепенным, благодаря многократным повторениям одних и тех же действий.
Ниже представлен фрагмент образовательной деятельность для младших дошкольников по формированию навыков самообслуживания.
Цель: формировать навыки самообслуживания – убирать игрушки вместе со взрослым.
Воспитатель: Ребята, тут случилась такая беда, на наши игрушки наложили чары, они разбросаны по всей нашей группе. Это сделал Злой волшебник. Он не любит, когда все красиво сложено и чисто. Для того что вернуть наши игрушки на своим места, расколдовать их, Злой волшебники приготовил нам задание.
Злой волшебник оставил вот такую коробку. Посмотрим что там.
Воспитатель открывает коробку, а там разрезные картинки с изображением матрешки на каждого ребенка. Проводится дидактическая игра «Собери матрешку». Матрешки весело бегали, плясали, весело играли, прыгали как мячики и потеряли свои половинки. Помоги Матрешкам найти свои половинки (рис. 1)
Рис. 1. Дидактическая игра «Собери матрешку»
Дети выкладывают все картинки, рассматривает их и находит каждой матрёшке свою половинку.
Воспитатель: Мы смогли расколдовать наши игрушки. Теперь нужно найти им свои места. Злой волшебник их разбросал, а как сложить назад, не знает. Теперь нам самим нужно вспомнить, где что лежало. Давайте вместе попробуем это сделать! Воспитатель вместе с детьми находит места для игрушек
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все игрушки на своем места!
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ребенку доступно самообслуживание, он может обладать навыками ухода за своей одеждой, навыками приема пищи, навыками соблюдения порядка в помещении, а также в этом возрасте ребенок умеет убирать игрушки. Для формирования этих навыков педагогу необходимо организовывать образовательную деятельность.
Список использованной литературы
1. Бедина М. П. Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте / // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 326-328.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2019. 1376 с.
3. Трухонина А.В. Роль игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста// Концептю 2022. № 4. С. 1-7.
© Середа О.Ю. , Хорошилова А.В., 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей
Рекомндации педагога родителям: Как приучить незрячих детей пить и есть....
"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"
Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет....
Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания
Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...
Формирование у дошкольников навыков самообслуживания
Навыки самообслуживания закрепляются повторением. ...
Формирование у младших дошкольников навыков самообслуживание, как способа развития самостоятельности и уверенности в себе.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни....
статья "Формирование у дошкольников навыков самообслуживания"
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отно...
«Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »
Мастер-класс «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »...