Формирование у дошкольников навыков самообслуживания
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
На четвертом году жизни ребенок должен научиться самостоятельно (с небольшой помощью) надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать ее на определенное место, замечать неполадки в своем костюме и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу. Дети учатся самостоятельно мыть руки и лицо (засучив предварительно рукава), не разбрызгивая воду, пользоваться мылом. Ребенок четвертого года жизни уже должен уметь сухо вытирать руки и лицо, без напоминания пользоваться личным полотенцем и вешать его на определенное место.
В результате целенаправленной педагогической работы возрастает самостоятельность детей в процессе еды. Они овладевают умением самостоятельно и аккуратно есть, пережевывая еду с закрытым ртом; пользоваться не только ложкой, но и вилкой; без напоминания, по мере необходимости, употреблять салфетку.
Немаловажное значение имеет усвоение младшими дошкольниками следующих правил:
– нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках;
– по окончании еды нужно поблагодарить взрослого,
– тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы;
– вставая, тихо задвинуть стул;
– не мешать тем, кто еще не закончил есть.
Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, воспитатель учит его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Показ и объяснение должны быть четкими, наглядными. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь. Необходимо обращать внимание на рациональность тех или иных способов действия (например, намокшие на прогулке вещи следует относить сушиться по одной – легче нести и повесить; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перёд).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно воспитатель сопровождал не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.
Например, при одевании на прогулку, воспитатель спрашивает у детей:
–Что мы наденем в первую очередь?
Понятно, что правильный ответ зависит от времени года, метеорологических условий.
Ответ ребёнка:
– Колготки,– будет правильным, если он соответствует ситуации.
Обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал в руках вилку. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем одевание; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.
Последовательное усложнение требований поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки личной гигиены. Следует подчеркнуть: нельзя сдерживать естественное в этом возрасте стремление к самостоятельности.
Навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом действии.
Бывает и так, что знание и умение делать правильно не всегда влечет за собой желаемое поведение. Пример: мальчик знает, куда нужно вешать пальто и умеет это делать, однако небрежно бросает на скамейку. Почему? Потому что часто эту обязанность выполняет за него взрослый. Поэтому очень важно сразу учит детей действовать правильно, не допуская никаких отклонений.
В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно. Здесь важны следующие моменты:
1. В закреплении у детей навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. Например, в дидактической игре с куклой малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании.
2. Поощрение или порицание ребенка в присутствии товарищей воспитатель должен делать в такой форме, чтобы не вызвать обиды или зазнайства.
На положительный пример нужно не только указать, но и постараться раскрыть перед детьми пути достижения результата. Пример:
– Посмотрите, как красиво повесил полотенце Вова. Сейчас я еще раз покажу, как это делать. Завтра мы поупражняемся еще, и все научимся делать это.
Чтобы предупредить влияние отрицательных примеров, порою бывает целесообразно остановить внимание детей на их последствиях и для самого малыша, и для окружающих. Воспитатель огорченно обращается к детям:
– Оля сильно открыла краны, поэтому намочила платье и залила пол. Она сделала это нечаянно, Но Александре Ивановне придется теперь вытирать пол.
3. Читать детям соответствующие потешки, стихи. Примеры:
1) «Буль-буль-буль, журчит водица. Все ребята любят мыться».
2) «Льется чистая водица, мы умеем сами мыться» – приговаривает воспитатель, показывая приемы умывания.
4. инсценировки, настольный театр.
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм.
Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ».
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ»....
«Формирование у ребенка навыков самообслуживания».
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. ...
«Формирование и развитие навыков самообслуживания у дошкольников»
Консультация для родителей "Формирование и развитие навыков самообслуживания у дошкольников"...
Формирование у младших дошкольников навыков самообслуживание, как способа развития самостоятельности и уверенности в себе.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни....
статья "Формирование у дошкольников навыков самообслуживания"
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отно...
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по форм...
«Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »
Мастер-класс «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »...