Беседа с родителями "Формы обучения детей в домашних условиях"
консультация (подготовительная группа)
Беседа с родителями подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_roditelyami_formy_obucheniya_doma.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
Формы обучения детей в домашних условиях.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами, как следует организовывать образовательный процесс с дошкольниками дома.
Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:
1. Специально организованное обучение. Родитель – инициатор, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение. В этом блоке развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей: об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.
2. Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказом родителей, пояснениями, беседами.
Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей «с незавершенным концом», чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии речи детей в домашних условиях, обучении их элементарным математическим представлениям, развитии их мыслительной деятельности необязательно создание специальных условий, наличие жесткой методической и содержательной регламентации. Главное условие – обучать, играя, используя игровые ситуации. Игра – это не забава. В играх ребенок получает много знаний и умений, усваивает новые слова, развивает речь.
Художественное произведение, познавательный рассказ взрослого, подкрепленный наблюдениями в природе, прогулки с детьми в парк, лес, на реку и разговор об увиденном дают ребенку ценные знания, воспитывают любознательность, развивают его.
методы образовательного процесса
развитие речи детей
Важной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие связной речи:
- развитие диалогической речи,
- развитие монологической речи.
Особенности: развернутость, связность, произвольность.
Задачи: планировать, намечать последовательность отдельных частей, звеньев передаваемого в речи содержания, не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
формы развития качественной устной связной речи:
1. Пересказывание художественных произведений;
2. Различные виды рассказывания (по картине, игрушке, творческое рассказывание);
3. Чтение художественной литературы.
Достаточный словарный запас делает речь содержательной.
Способы обогащения речи дошкольников.
- знакомство с антонимами, определениями, синонимами;
- подбор синонимов к заданному слову;
- выбор из ряда синонимов наиболее подходящего;
- подбор к антонимам подходящих слов (составление словосочетания), например, светлый – темный (лес, ночь) день;
- изменение слова, например, ручей – гремучий и прозрачный, ручеек – маленький и звонкий, ручеечек – крошечный;
- подбор рифмы;
- подбор определений, эпитетов (какие бывают птицы? маленькие, большие, красивые, хищные, зимующие, перелетные);
- узнавание предмета по эпитетам: белоствольная, кудрявая, стройная (береза);
- подбор действий к предметам. Ветер что делает? (дует, воет, срывает листья);
- подбор предметов к действиям. На небе сияет, землю освещает, всех согревает (солнце);
- подбор к действию предметов;
- подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, лениво, плохо);
- подбор нюансов слов: дом, домик, домище;
- подбор детьми пропущенных слов ( пришел почтальон, принес ...);
- составление распространенных предложений (дети идут куда? зачем?);
- составление части целого: дерево – ствол – ветки – сучья;
- составление предложения с определенным словом или несколькими словами.
Все эти упражнения способствуют не только расширению, но и активизации детского словаря. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократно повторять.
Обучение грамоте
Научить читать 7-летнего ребенка труднее, чем 5-летнего. Обучение чтению – первая ступень в школьном обучении родному языку. Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь называть звуки, из которых состоит слово.
Звуковая культура речи:
- правильное произношение
- дикция
- темп
- умение регулировать силу голоса
- интонационная выразительность речи
Богатый материал для развития звуковой культуры речи – потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.
С целью регулирования силы голоса скороговорка произносится громко-тише-шепотом, либо шепотом,громче, громко. Для развития темпа речи – быстро,умеренно, замедленно и в обратном порядке.
С целью усвоения детьми различных интонаций можно использовать упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах:
Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч?
Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч?
Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. Начинать обучать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.
I этап – определение звука.
Какую песенку поет комар? З-З-З. Давай послушаем песенку комара в других словах: «з-з-з-аяц», «з-з-з-има». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.
II этап – назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.
Это и основа грамотного письма.
III этап – изображение слова в виде схемы.
В верху картинка, внизу клеточки, например, слова «Дом».
Сколько клеточек? Значит, сколько звуков?
Звуки называются последовательно и закрываются фишками.
Необходимо иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук, лук, лес, рак.
На каждом занятии нужно разбирать не больше двух слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждаю детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мыслительные операции – сравнение, сопоставление, анализ.
Найдите одинаковые звуки в словах «дом», мех», разные звуки в словах «дом», «дым».
IV этап – различение гласных и согласных звуков.
Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.
Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые – синими.
Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет? [н’] – [н’] –[н’], [н] –[н] – [н]. Один звук звучит мягко [н’] – [н’] – [н’], другой твердо [н] – [н] – [н].
С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. Сначала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т.д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т. д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5 звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладываются в этом случае прямо на столе. Проводить все необходимо в игровой форме. Только после того, как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами. Начинать необходимо с гласной буквы «а», затем – «я». Предлагаете сделать звуковой анализ слова, составить схему. Например, слова « Катя». Необходимо сказать 1-е в жизни ребенка правило русского языка: после мягкого согласного звук [а] обозначается « я». Слышишь звук [а], а пишешь букву « я». Также парами надо знакомить детей с остальными гласными: о-е, у-ю, ы-и, э-е. Обратить внимание. что буква «и» обозначает звук [и], но тоже всегда пишется после мягкого согласного, «я», «е», «е» - сигнал, что предшествующие им слоги нужно прочитать мягко.
Вот теперь можно начинать читать.
Математика в семье
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В программу занятий по математике дома включается следующее:
- знакомство со счетом;
- знакомство с числами цифрами в пределах 10;
- знакомство с понятиями, как образуется число;
- знать, что число не зависит от формы, цвета, пространственного расположения предметов;
- дети должны научиться перечислять, отсчитывать нужное количество предметов;
-деление целого предмета на равные части (2, 4, 8);
- составление и решение задач;
- знакомство со знаками +, -, =;
- знакомство с геометрическими предметами;
- ориентировка во времени (части суток);
- знакомство с величиной ( длинный – короткий, узкий – широкий, больше – меньше).
Формы обучения элементарным математическим представлениям – игра.
Игра «Наоборот « (толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок – его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра «Подели предмет» (торт на 2, 4, и т. д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничивать сложением, вычитание в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условия задачи.
Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые картинки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра «Какое число пропущено?». Называется пропущенное число.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дела домашние, или обучение детей в естественных условиях.
Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки. Основное ребёнок познает дома из общения с родителями,участия в повседневных делах,наблюдений за действиями...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формы обучения детей в домашних условиях»
Образовательная деятельность детей дома может быть разделена на блоки:1.Специально организованное обучение. ...
Родительское собрание на тему « Закаливающие процедуры для детей в домашних условиях». Цель: Популяризация знаний о закаливании детей в домашних условиях и в детском саду.
родительское собрание с рекомендациями в адаптационный период....
Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.
Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Формы обучения детей в домашних условиях.
Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей « с незавершенным концом», чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии ре...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Формы обучения детей в домашних условиях".
При развитии речи детей в домашних условиях, главное условие – это обучать, играя, используя игровые ситуации. Игра – это не забава. В играх ребенок получает много знаний и уме...