Статья "Музыкальные умения и навыки"
статья
Музыкальные умения и навыки
В настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_umenia_i_navyki.docx | 17.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные умения и навыки
В настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие.
Музыкальные умения
Умения обусловлены временной природой музыкального искусства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафьева) за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подлежат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства. Музыкальные умения опираются на знания о музыке и формируются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений.
1. К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конкретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе:
а) в слушательской деятельности это, прежде всего, умения:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- охарактеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- дать вербальную, то есть в словах или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автору сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
б) в исполнительской музыкальной деятельности все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). Они определяются спецификой того или иного вида исполнительства и направлены на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения.
При этом в пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
В этой связи необходимо выделить еще одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
- сравнивать различные интерпретации и выбирать из них лучший вариант;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
Различия в умениях, формируемых в разных видах исполнительской деятельности, заключаются главным образом в том, что каждый вид деятельности требует своих особых умений координировать музыкально-слуховые представления со специфическими способами их воспроизведения: в пении — это координация между слухом и голосом, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании — координация между слухом и двигательным аппаратом. И в том и в другом случае такая координация регулируется тем идеальным представлением о звучании данного конкретного произведения, которое сложилось у учащегося.
в) в музыкально-композиционном творчестве это умения импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
2. Во вторую группу входят умения корректировать свое психологическое состояние под воздействием близкой, а иногда и противоположной душевному настрою музыки, исходя из полученных ранее специальных знаний, направленных на осуществление этой деятельности, и из собственного рефлексивного опыта.
Данные умения необходимо рассмотреть более подробно в связи с тем, что они впервые вводятся в теорию музыкального образования и их формирование требует длительного времени.
В арттерапии, в области коррекционной педагогики, как уже отмечалось, выявлены возможности воздействия музыки на психологическое состояние человека. При этом установлена возможность корреляции музыки и определенного психологического состояния конкретного человека. В зависимости от того или иного душевного состояния учащегося корреляция носит индивидуально-личностный характер. Получив соответствующие необходимые знания и опыт взаимодействия с музыкой, ученик способен определить, какая музыка ему нужна для установления душевного комфорта. На основе этого в дальнейшем он способен создать свою домашнюю фонотеку, которую сможет использовать для коррекции своего состояния.
Музыкальные навыки
В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом выделяют (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) три основных этапа их формирования:
- овладение элементами действия;
- образование целостной структуры действия;
- закрепление и совершенствование целостной структуры.
Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата.
В исполнительской деятельности навыки в первую очередь связаны с овладением техникой.
Так, в певческой деятельности к основным вокально-хоровым навыкам относят:
- навыки певческой установки,
- звукообразования,
- певческого дыхания,
- артикуляции,
- хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);
- координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.),
- навыки следования дирижерским указаниям.
Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют
- навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания и общехорового звучания. В их основе находится мысленное соотнесение реального звучания с идеальным представлением о нем.
В игре на музыкальных инструментах формируются навыки, близкие по содержанию к певческой деятельности:
- навыки звукоизвлечения,
- звуковедения,
- артикуляции,
- строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности;
- навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
Специфичными для музыкально-пластической деятельности являются навыки
- «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. При этом посредством ритмопластической интонации передаются эмоционально-образный строй произведения, особенности метра, ритма, темпа, динамики, строения мелодической линии, сопряженности различных элементов фактуры и т.д.
В слушательской деятельности также могут быть выделены навыки, связанные прежде всего
- с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (регистров; тембров; звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.),
- а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
В музыкально-композиционном творчестве происходит (по мнению Б. Р. Иофиса) развитие навыков
- вариантного повторения заданного мотива,
- импровизации заключительной каденции мелодии,
- создания ритмического рисунка из предложенных модулей,
- импровизации мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста
В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее, уметь адекватно себя оцени...
Перспективное планирование занятий по формированию умений и навыков пространственного ориентирования
Вопрос формирования у детей дошкольного возраста навыка ориентировки в пространстве является значимым для успешной подготовки детей к школьному обучению.Недостаточная сформированность прос...
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, как средство приобщения их к здоровому образу жизни....
Программа диагностики изобразительных умений и навыков
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интел...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
Формирование речевых умений и навыков по программе «Радуга»
Развитие речевых умений и навыков в виде таблицы...
Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...