Развитие мелкой моторики детей 2 лет
консультация (младшая группа)
Каждая мама сталкивается с тем, что часто слышит о важности развития мелкой моторики. Но не все мамы и папы понимают смысл этих занятий. Некоторые даже не знают, что заключает в себе такое понятие. Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия. Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье?
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной. Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую. Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики. Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры — знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.
По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.
Зачем развивать мелкую моторику?
Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу. Помимо этого, упражнения для пальцев рук:
- делают их более ловкими;
- формируют почерк человека;
- скорость реакции.
Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.
У него будет развито:
- Воображение;
- Наблюдательность;
- Связная речь.
Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе. Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны. Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.
Развивая подвижность пальцев, можно не только стимулировать речь ребенка, но и исправить речевые дефекты. Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:
- самостоятельно одеваться
- застегивать пуговицы;
- держать столовые приборы;
- письменные принадлежности.
Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать. Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие. Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.
Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет:
Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:
- Пальчиковые игры;
- Занятия с мелкими предметами;
- Массаж пальцев;
- Лепка и рисование.
К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве. У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев. Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:
- игрушки-шнуровки и пирамидки
- кубики и вкладыши;
- магнитные фигуры и мозаика;
- конструкторы и пазлы — развивают глазомер, логическое и образное мышление.
А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.
Игры с такими предметами тренируют:
- Усидчивость ребенка;
- Аккуратность;
- Терпение.
А также мотивируют на достижение цели. У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме. Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.
Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.
Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть. Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание. Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.
Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже. Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными. Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос. Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.
Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев. Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками. Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их. Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы. Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений. Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.
Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается. Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка. После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать. Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.
Таким образом, важно начинать занятия по развитию мелкой моторики с раннего возраста. Сначала это будут игры в «Ладушки», потом манипуляции с мелкими предметами. Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали! Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе. Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....
«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»
Учителя – логопеды отмечают, что многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему: «Овощи».
Конспект занятия учителя - дефектолога по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей средней группы с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Развитие мелкой моторики детей младшегошкольного возраста как средство развития речи. Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно уст...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».
laquo;Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...