Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
статья
Роль, значение и виды сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.
Если вам кажется, что игры — это просто развлечение и бессмысленное времяпрепровождение — это вовсе не так.
В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.
Существует три основных вида игровой деятельности:
- индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет);
- предметно-подражательная (появляется на втором году);
- сюжетно-ролевая.
Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.
Почему сюжетно-ролевые игры так важны для любого ребенка ?
Ребенок пытается научиться вступать с окружающими в контакт, разговаривать, внимательно слушать ответы, пользоваться мимикой и жестами для того, чтобы передать свои мысли и чувства, поэтому такие игры очень важны.
Ролевые игры - это традиционное увлечение каждого ребенка. В таких играх малыш формируется как самостоятельная личность. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой рол. Чем старше становится малыш, тем дольше, ему нравится общаться со сверстниками.
Чем хороша сюжетно-ролевая игра, что она дает ребенку, чему может научить:
- Общению со сверстниками;
- Находить решения при конфликтах;
- Сопереживать;
- Выражать эмоции, даже негативные;
- Развивает фантазию;
- Помогает адаптироваться к детскому саду;
- Просто полезное времяпрепровождение
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
Взрослый знакомит ребенка с разными предметами и показывает, что с ними делать, малыш — копирует.
Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).
Вот машинка, её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).
Уже очень скоро дети делают всё, что делают взрослые: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д., проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Для сюжетно-ролевых игр используются различные игрушки, которые помогают воссоздать необходимую ребенку жизненную ситуацию. Игрушки можно условно разделить на несколько групп.
Семейство кукол (в них играют и девочки, и мальчики)
Особенность ролевой игры с куклами в том, что благодаря куклам малыш сможет идентифицировать себя как человека, усвоит мир отношений между людьми и научится себя правильно вести в различных ситуациях.
Кукольные аксессуары
В эту группу игрушек входят кукольные домики, одежда, посудка, телефон, часики, различные инструменты и многое другое. Такие аксессуары дают возможность для фантазии, попытке что-то переделать, придумать, а мелкие детальки помогут в развитии мелкой моторики.
Фигурки различных животных
Игра с фигурками животных нравится многим малышам, ведь они смогут повторить в реальности сюжет какой-нибудь сказки, в которой главными героями выступают животные.
Транспортные средства
Ассортимент транспортных средств велик - это и различные машинки, самолетики, вертолеты, корабли и многое другое. При выборе таких игрушек отдавайте предпочтение тем, в которые можно усадить водителя или что-либо нагружать, потому что возможность из машинки сделать ту, что отвечает сюжету игры, поможет в развитии творческих способностей, образного мышления и гибкости ума.
Различные материалы для каких-либо сооружений
Не секрет что дети любят строить себе шалаши, домики, машины и тогда в ход идет домашняя мебель. Поэтому лучше приобрести для ребенка деревянный конструктор с крупными блоками. Сооружая конструкцию, ребенок будет развивать не только мелкую, но и крупную моторику, но и познакомится с пространственным представлением.
Различные подручные средства
Иногда для придуманного сюжета увлекательной игры не нужны игрушки, достаточно иметь какие-нибудь цветные тряпочки, гладкие камушки, сосновые шишки или сухие веточки. Детская фантазия в состоянии превратить эти предметы в сказочные атрибуты.
Пальчиковый театр
Для таких ролевых игр нужно приобретать специальные наборы, которые помогут ребенку разыгрывать настоящие представления.
Игрушки, связанные с военной тематикой
Ни один мальчишка не откажется поиграть в "войнушку", тем более, когда у него целый арсенал оружия. В такой игре ребенок воплощает в реальность те бои и сражения, которые он видел в мультфильмах или кино. Такая игра позволяет ребенку выплеснуть агрессию, которая есть даже у самых маленьких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности...
"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"
"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...
«Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Октябрь.»
Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детс...
Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (картотека)
Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (картотека)...
Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....