Буклет Отгадываем и сочиняем загадки в месте с малышом
материал (младшая, средняя группа)

Кормухина Наталья Владимировна

Буклет Отгадываем и сочиняем загадки в месте с малышом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_otgadyvaem_i_sochinyaem_zagadki_v_meste_s_malyshom.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые сочинялки

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую "сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах. "Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь. С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый, как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Так что, дорогие мамы и папы, больше загадок хороших и разных!

Отгадываем и сочиняем

загадки  

в месте с малышом

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку -- “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”. К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания загадкам -- этим коротким и метким “развивалкам” детского ума, а иногда и вообще забывают об их существовании. А ведь для этого не нужно ни специальных знаний, ни большого количества времени. Отгадывать с малышом загадки можно прямо на ходу: во время прогулки или по дороге в детский сад. Попробуем?  Ни дня без загадки!

Подскажи словечко

Очень любимы малышами и загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Самым маленьким "отгадывальщикам" – загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому. После того, как малыш будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Буква заблудилась

Говоря о всевозможных загадках, нельзя не вспомнить замечательные рифмовки А. Шибаева из серии "Буква заблудилась". Многие мамы и папы наверняка помнят эти забавные строчки еще со времен своего детства. Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.

Загадки на смекалку

В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Смекалка (или, говоря иначе, догадка) – это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Вопреки расхожему мнению, смекалка – не врожденная особенность.

На основе  материалов с сайта https://nsportal.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся сочинять загадки"

Консультация для родителей на тему: "Учимся сочинять загадки"...

Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пробуем сочинять загадки".

Конспект НОД по развитию речевого творчества детей....

Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки».

Полезная информация для родителей о том, как учить отгадывать и составлять загадки....

06.05.2020г. Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки». Загадки на тему "Военные профессии" и "Военная техника"

Загадка- это логическая задача, которая содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи....

Статья: «Учимся отгадывать и сочинять загадки».

Загадки способны заставить ребенка анализировать и думать....

Как научить детей отгадывать и составлять загадки?

Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к кн...