Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»
консультация на тему

Постник Ольга Фёдоровна

 

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.         

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль  в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.

Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.

Наглядные методы:

- наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;                                                   - рассматривание картин, игрушек.

 

Словесные методы:

- беседы на интересные детям темы;                                                                              - разговоры родителей и воспитателя с детьми;                                                                     - высказывания детей из личного опыта;                                                                            - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы;                                                                                                              - проблемные ситуации.

Практические методы:

- дидактическая игра;                                                                                                                                                          - словесная игра;                                                                                                                                 - игра-драмматизация;                                                                                                                 - инсценировка;                                                                                                                                      - подвижная игра;                                                                                                                           - игра-фантазия;                                                                                                                                 - обследование предметов;                                                                                                                - моделирование;                                                                                                                 - проблемно-поисковая деятельность.                       

Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.                  -  Ёжик – какой?  Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.                                                                                                                                                  - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим?                                                                   - Ёлка, кактус, иголка…                                                                                                                - Что ещё бывает круглым?                                                                                                   - Колобок, солнце, мяч…                                                                                                         - Что ещё бывает маленьким?                                                                                             - Муравей, мышка, паучок…                                                                                                                   - Что ещё бывает серым?                                                                                                                            - Волк, мышь, заяц…                                                                                                                                   Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: колючий, а не ёлка.  Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей.  Серый, а не волк. Ответ: ёжик.

Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».

 

  1. Рыжий, а не лис. 

Умеет летать, а не птица.

Растёт на дереве, а не фрукт.         (Осенний лист).                                                         

                                                                                                                                  

  1. Круглый, а не колесо.

Жёлтый, а не солнце.

Умеет прыгать, а не мячик.              (Колобок).

 

  1. Разноцветный, а не радуга.

Любит зёрнышки, а не воробушек.

Умеет говорить, а не человек.                     (Попугай)

 

  1. Любит мёд, а не медведь.

Умеет летать, а не птица.

Жужжит, а не жук.                                       (Пчела)

 

  1. Светит, а не лампочка.

Круглый, а не мячик.

Жёлтый, а не одуванчик.                        (Солнце)

 

  1. Пушистый, а не цыплёнок.

Любит играть, а не ребёнок.

Лакает молоко, а не щенок.                     (Котёнок)                  

 

  1. Разноцветный, а не радуга.                                                           

Круглый, а не солнце.

Прыгает, а  не заяц.

Катиться, а не колобок.                             (Мяч) 

 

                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_postnik.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей и воспитателей детских садов:  «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.          

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль  в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.

Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.

Наглядные методы:

- наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;                                                   - рассматривание картин, игрушек.

Словесные методы:

- беседы на интересные детям темы;                                                                              - разговоры родителей и воспитателя с детьми;                                                                     - высказывания детей из личного опыта;                                                                            - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы;                                                                                                              - проблемные ситуации.

Практические методы:

- дидактическая игра;                                                                                                                                                          - словесная игра;                                                                                                                                 - игра-драмматизация;                                                                                                                 - инсценировка;                                                                                                                                      - подвижная игра;                                                                                                                           - игра-фантазия;                                                                                                                                 - обследование предметов;                                                                                                                - моделирование;                                                                                                                 - проблемно-поисковая деятельность.                        

Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.                  -  Ёжик – какой?  Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.                                                                                                                                                  - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим?                                                                   - Ёлка, кактус, иголка…                                                                                                                - Что ещё бывает круглым?                                                                                                   - Колобок, солнце, мяч…                                                                                                         - Что ещё бывает маленьким?                                                                                             - Муравей, мышка, паучок…                                                                                                                   - Что ещё бывает серым?                                                                                                                            - Волк, мышь, заяц…                                                                                                                                   Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: колючий, а не ёлка.  Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей.  Серый, а не волк. Ответ: ёжик.

Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».

  1. Рыжий, а не лис.  

Умеет летать, а не птица.

Растёт на дереве, а не фрукт.         (Осенний лист).                                                          

                                                                                                                                 

  1. Круглый, а не колесо.

Жёлтый, а не солнце.

Умеет прыгать, а не мячик.              (Колобок).

  1. Разноцветный, а не радуга.

Любит зёрнышки, а не воробушек.

Умеет говорить, а не человек.        (Попугай)

  1. Любит мёд, а не медведь.

Умеет летать, а не птица.

Жужжит, а не жук.        (Пчела)

  1. Светит, а не лампочка.

Круглый, а не мячик.

Жёлтый, а не одуванчик.                        (Солнце)

  1. Пушистый, а не цыплёнок.

Любит играть, а не ребёнок.

Лакает молоко, а не щенок.                     (Котёнок)                  

  1. Разноцветный, а не радуга.                                                            

Круглый, а не солнце.

Прыгает, а  не заяц.

Катиться, а не колобок.                             (Мяч)  

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....

Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Пожарная безопасность в новый год»

В Первую очередь - это касается безопасности наших квартир:Елка должна стоять подальше от отопительной батареи, печей, каминов и свечей. Елку нельзя украшать легковоспламеняющимися игрушками. Гирлянды...

Как научить детей отгадывать и составлять загадки?

Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к кн...

Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Зачем читать детям книги?»

Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась оп...

Консультация для родителей и воспитателей детского сада. Как разнообразить прогулку детей зимой

Нередко родители и воспитатели задаются вопросом: как сделать зимнюю прогулку интересной, чем занять детей, кроме раскопки сугробов, лепки снежных комков и катания на санках.Существует много веселых з...

Консультация для родителей и воспитателей детского сада. "Речевое развитие детей".

laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – этот вопрос посвящён теме важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Можно возразить, что не менее важно позн...