Статья: «Учимся отгадывать и сочинять загадки».
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 93 Выборгского района СПб
«Учимся отгадывать и сочинять загадки».
Выполнили воспитатели:
Шувалова Е.Ю. и Смирнова О.Л.
Санкт-Петербург
2020 г.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую логическую задачу в виде прямого или предполагаемого вопроса. Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки, инициативы. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Для придумывания загадок, нужно припоминать виденное, сравнивать, анализировать, мысленно выделить главное. Таким образом, загадка способна научить ребенка анализировать и думать.
Загадки отображают жизнь во всем ее многообразии, они направлены на объяснение окружающей действительности, а их тематика отражает практический опыт человека, его знания о мире. Современный мир стал так многогранен, что о многих явлениях и предметах современности загадок не существует. По сути дела придумывание и отгадывание загадок – это коллективная игра, в которой дети обмениваются знаниями, идеями, чувствами. В процессе игр отрабатываются навыки коллективного творчества, коммуникативного взаимодействия. Что особенно важно а наше время, так как дети стали реже общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасная среда активизации умственной и речевой деятельности, но и увлекательное занятие, которое очень любят дети. Отгадывание загадок и объяснение вывода требует от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Сочинение загадок как нельзя лучше удовлетворяет потребность детей в творческом самовыражении и проявление творческой активности в речевой деятельности.
Отбирая загадки для детей, надо учитывать возрастные особенности и индивидуальные способности ребенка, его опыт и представления об окружающем мире. Важно отслеживать доступность содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа. Детям младшего дошкольного возраста доступны для понимания описательные загадки-рассказы, в которых названы признаки хорошо известные малышу из его личного опыта. Детям постарше можно предложить более сложные литературные загадки, в которых подробно и обстоятельно с указанием типичных признаков говорится о предмете, явлении. Если же названные признаки не являются типичными, определяющими, то такая загадка намного труднее, для ее отгадывания нужен достаточный жизненный опыт и тонкая наблюдательность. Усложняет загадку и использование слов в переносном значении, многозначных слов. Детям старшего дошкольного возраста интересны и доступны метафорические загадки с более сложными типами логических задач, с краткой характеристикой объектов, содержание которых строится на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков.
Речевые и словесные игры, игры на развитие творческого воображения – неотъемлемая составляющая «загадко сочинительства». Для таких игр не надо много времени, их можно включить и в режимные моменты, и в совместную деятельность. Ребята очень любят такие игры как «Инопланетянин», «Доскажи словечко», «Рифмовочки», «Скажи наоборот», «Цепочки», «Какой, какое, какая», «Да – нет.» Задача ведущего в этих играх стимулировать развитие творческого воображения, создание условий для развития речевых навыков и коммуникативных умений.
Обучение составлению загадок легче начинать с придумывания описательных загадок.
- Подбор к существительному прилагательного. Пример:
Круглый, колючий, серый.
Кто это?.. Ёжик.
- Составление загадок по карточкам-схемам (по Арбековой Н. Е.) Загадки строятся на сравнении и противопоставлении с применением речевых связок: такой же; как…; как, но не…) Например:
Кто или что бывает таким же
Круглый как колобок,
Колючий как елка,
Серый как мышонок.
Кто это?.. Ежонок.
Что делает
Катается как клубок
Пыхтит как насос.
Молочко пьет как котик.
Кто это?.. Ёжик.
На что похож
На мячик, подушечку для иголок, маленький репейник, на дикобраза.
Мячик весь в иголках,
В лесу, словно маленькая ёлка. Кто это?
Составление метафорических загадок по модели (по А. Нестеренко) требуют «мастерства» и творческого опыта. Алгоритм действий следующий:
- Выбираем объект.
- У объекта выделяем признак, отвечающий на вопрос «Какой?»
- Делаем подборку объектов, у которых данный признак ярко выражен.
- Из предложенных объектов, выбираем наиболее удачный вариант сравнения.
- Строим содержание загадки на перечислении признаков, которые через связки «как», «но не» сравниваем с другими объектами.
На что похоже, но чем отличается
Как мячик, но колючий,
Как игольница, но умеет бегать,
Как дикобраз, но маленький.
Что это?.. Ёжик
Что делает, что такое же
Катается, но не мячик.
В лесу живет, но не зайчик… Ёжик.
Живет в лесу, забот не боясь,
Этот маленький дикобраз… Ёжик.
Разбить объект на части, задать вопросы.
Количество частей | Название части | На что похоже |
ЧАСЫ | ||
Три | Стрелки | Карандаши, палочки |
Один | Циферблат | Тарелка |
Получилась загадка:
Три карандаша по тарелке бегут,
Себе места не найдут.
Что это такое? Часы.
Обозначить «местожительство» объекта
Где живёт? На что похоже?
Небо - Голубая простыня
Можно составить такую загадку:
По голубой простыне
Горячий блин катается,
Всех освещает, всех согревает.
Что это такое? Солнце.
Мы убеждены, что сочинение загадок – это творчество доступное даже детям 4 – 5 лет, позволяющее в интересной форме сформировать навыки коллективного обсуждения проблемы, т.е. умение слушать и слышать собеседника, уважительно относиться к мнению товарищей, аргументировано выстраивать линию доказательств. Это творчество способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.
Желаем Вам творческих успехов в увлекательном путешествии по планете Загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...
Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".
В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Учим детей отгадывать загадки"
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...
Учимся отгадывать загадки
Учебный материал для работы с детьми....
Консультация "Учимся отгадывать загадки""
Рекомендации для родителей, как можно научиться отгадывать загадки...
Статья "Учите детей отгадывать загадки"
Многие дети дошкольного возраста не умеют отгадывать загадки.Дети воспринимают загадки как стихотворение.Если не знают отгадки,то они и не отгадают.С помощью загадок развивается мышление,способность к...
Буклет Отгадываем и сочиняем загадки в месте с малышом
Буклет Отгадываем и сочиняем загадки в месте с малышом...