Как научить детей отгадывать и составлять загадки?
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.
Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к книге, чтению, к устному народному творчеству. Загадку называют великой сокровищницей русской мысли, каждая из которых представляет собой логическую задачку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_otgadyvat_i_sostavlyat_zagadki.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка отгадывать и составлять загадки?
- Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения, а также объяснять и доказывать правильность своего ответа.
- Чтобы отгадать загадку, ребёнку нужно выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где ребёнок видел тот или иной предмет. Чем больше признаков будет выявлено в загадке, тем легче сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи и сделать правильный вывод, то есть определить отгадку. Если ребёнку трудно отгадать загадку, не спешите сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к ним угаснет.
- Нужно объяснить ребёнку, что в загадке важно всё, нельзя пропустить ни одного слова. После того, как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему именно так решил. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а родителю дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы.
- Внимание ребёнка необходимо сосредоточить на тематику загадки и явно её озвучить, например, виды транспорта, части тела, животные и насекомые и т.п.
- Начиная с ребёнком отгадывать загадки, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответом сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребёнка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
Это сложное умение, которое развивает умственные и творческие способности ребенка. Поэтому прежде чем учить детей сочинять загадки необходимо провести большую подготовительную работу:
1. научить анализировать готовые загадки;
2. выделять существенные признаки слова-отгадки;
3. обращать внимание на ассоциации, связанные с конкретным предметом, явлением и т.д.;
4. научить чувствовать рифму;
5. уметь подмечать, выделять особенности предмета (объекта), или его назначение для того, чтобы использовать их в загадке;
6. использовать изобразительные средства языка, чаще всего это сравнение и олицетворение.
Приемы работы
Приём «Ассоциации»
Данный приём очень полезный в обучении составлению загадок. Для этого дети хорошо должны понимать, что ассоциации – это связь между представлениями, одно из которых вызывает другое.
Задание: Я вам говорю слово (называю слово-отгадку), а вы быстро называете слова, с которыми ассоциируется данный предмет. Часто названные слова используем в тексте загадки.
Анализ готовых загадок
Важным моментом является анализ уже готовой загадки. Не совсем достаточно отгадать загадку одному – двум ученикам. А остальные? Они не всегда поймут, по каким признакам их ровесник догадался, о каком предмете, явлении идёт речь.
Загадки – короткие, но яркие произведения, в которых часто используются изобразительные средства языка сравнение и олицетворение. Они делают загадку выразительнее, помогают её отгадать.
Сравнения могут быть утвердительными. В таких загадках утверждаются, что предмет (объект) действительно похож на какой-то предмет.
Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все мы знать его должны (банан)
А есть ещё и отрицательные сравнения. В таких загадках обязательно содержится отрицание того, что предмет не похож на предмет
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (ветер)
Игра «Рифма»
А ведь чаще всего, загадки – это короткие стихотворения, для их составления необходимо уметь подбирать рифмы. Младшим школьникам объяснить понятие «рифма» можно на примере рассказа Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». После прочтения рассказа или просмотра мультфильма можно предложить детям беседу.
Использование данных приёмов, упражнений по составлению загадок, обучение детей речевому творчеству – всё это расширяет кругозор детей, знакомит их с окружающим миром, развивает и обогащает речь, оказывает немаловажное значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин
Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....
Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....
Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки».
Полезная информация для родителей о том, как учить отгадывать и составлять загадки....
Научите детей отгадывать загадки
Приемы обучения детей отгадыванию загадок...
06.05.2020г. Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки». Загадки на тему "Военные профессии" и "Военная техника"
Загадка- это логическая задача, которая содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи....
Буклет для родителей "Как научить детей отгадывать загадки?"
Буклет для родителей "Как научить детей отгадывать загадки?"...
Консультация для родителей "Как научить детей отгадывать загадки?"
Консультация для родителей о том, как правильно учить детей отгадывать загадки....