Дружба в дошкольном возрасте
статья

Лизунова Светлана Николаевна

Информация о дружбе между детьми дошкольного возраста, ее особенности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. В этот период развитие идет как никогда быстро и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Умение заводить друзей очень важно для ребенка — это основа его будущей социализации и важное условие для гармоничного развития. Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе. Это помогает хорошо учиться и развивать свои таланты. Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — то есть в возрасте, когда они идут в детский сад. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Но вопреки распространенному мнению, детям не всегда просто дружить в детском саду. Они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут закатывать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым без угрызения совести, обижать товарищей. У маленьких детей ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться. А ещё дети порой сильно привязываются к людям. И из-за этого могут попасть в токсичные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»).

Родителям нужно научить детей общаться. Прежде всего, ребенок учится дружить, наблюдая за общением родителей и ощущая отношение папы и мамы к себе. Если они интересуются мнением малыша и проявляют уважение к его достоинству, он также будет с уважением относиться к другим, и этот навык поможет ему находить общий язык с людьми.

Психологи рекомендуют, начиная с двухлетнего возраста, объяснять малышу, что такое дружба. Читая сказки или просматривая мультики, следует рассказывать, что герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогли друг другу. Когда ребенок становится старше, стоит делать акцент на человеческих ценностях: важно не в чем одет сверстник, а как он ведет себя в той или иной ситуации.  Необходимо объяснять, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга.

Дружба между малышами обычно построена на откровенной симпатии и привязанности. Нередко ребенок называет другом того, с кем только недавно познакомился и ему понравилось с ним играть.

Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам:

  • совместная игра;
  • наведение чистоты в комнате или на детской площадке;
  • общее занятие, которое нравится всем.

Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам.

В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты. В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.

Очень важно объяснить ребенку следующие моменты:

1. Даже друзья могут злиться друг на друга

Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь нечто подобное, то это не значит, что дружбе конец. Подобное происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.

2. Друзья не обязаны играть только друг с другом

Преданность важна, но важно также объяснить ребёнку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).

3. Друг не обязательно должен быть единственным

Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Однажды я привёл в группу к своим подопечным двух своих коллег и сказал, что оба они — мои друзья. А ещё — и это тоже важно — рассказал, что они дружат между собой. Обращайте внимание детей на такие примеры. Пусть они видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.

И самое главное, чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжка – малютка для детей дошкольного возраста Образовательная область Социализация. "Дружба"

Книжка - малютка "Дружба" это электронная книжка в формате PowerPoint  была создана в рамках проекта во второй младшей и старшей группах. Наш проект называется "Дружба". Цель проекта: "Воспитание...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»

- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...

Дружба (старший дошкольный возраст)

Конспект интегрированного занятия...

Статья. Работа с родителями. «Воспитание дружбы в дошкольном возрасте»

   Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности его самосознания, его отношение к миру и сам...

СЦЕНАРИЙ организованной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Беседа о друзьях и дружбе» (Старший дошкольный возраст 5-6 лет)

ЦЕЛЬ. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, обучать доброжелательности.ЗАДАЧИ:- формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;- закрепление...

Дружба в дошкольном возрасте.

Презентация для родителей о важности дружбы для детей....