Проект по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии "Сказки лесных фей"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кнаус Галина Николаевна

Особенность проекта в том, что нами используются медитативные и коррекционные психологические сказки и методы сказкотерапии для обеспечения детям эмоционального благополучия и развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

Продолжительность проекта: сентябрь 2023 г.- май 2024 г.

Тип проекта: практико-ориетированный

Участники проекта: заведующий ДОУ, специалисты, педагоги, родители, дети.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, используя ресурсы сказкотерапии.

Во 1-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.

Во 2-й младшей и средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей в процессе чтения и разыгрывания психологических терапевтических сказок.

В старшей группе цель работы – развитие эмоционального интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений средствами сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_emotsionalnogo_razvitiya.docx993.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»

Проект по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии

«Сказки лесных фей»

Составитель:

Воспитатель

высшей кв. категории

Кнаус Галина Николаевна

Р.п.Коченево, 2023

Краткая аннотация проекта

Педагогический проект «Сказки лесных фей». Особенность проекта в том, что нами используются медитативные и коррекционные психологические сказки и методы сказкотерапии для обеспечения детям эмоционального благополучия и развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

Продолжительность проекта: сентябрь 2023 г.- май 2024 г.

Тип проекта: практико-ориетированный

Участники проекта: заведующий ДОУ, специалисты, педагоги, родители, дети.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, используя ресурсы сказкотерапии.

Во 1-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.

Во 2-й младшей и средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей в процессе чтения и разыгрывания психологических терапевтических сказок.

В старшей группе цель работы – развитие эмоционального интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений средствами сказкотерапии.

Постановка проблемы

В современном обществе, для которого характерна эмоциональная напряженность, все острее встает вопрос благополучия подрастающего поколения. Маленький ребенок постоянно сталкивается с такими негативными проявлениями как агрессия, эмоциональная нестабильность, напряженность; испытывает дефицит полноценного личностного общения.

Результаты исследований последних лет говорят нам, что эмоциональная сфера оказывает огромное влияние на всю психику в целом, и в последние годы появляется все больше работ, посвященных развитию эмоций.

Эмоциональное развитие начинается с младенчества и продолжается в течении всей жизни. Оно включает в себя развитие умения осознавать и контролировать свои эмоции, умения выражать их в экспрессии в социально приемлемых нормах, умение понимать эмоции других людей, выражать свои чувства в словах.

Для развития этих навыков необходимо как эмоциональное благополучие семьи, в которой растет ребенок, так и целенаправленное развитие эмоционально-экспрессивной сферы. Однако, не смотря на всю важность влияния развития эмоционально-экспрессивной сферы человека на качество его жизни (его общения с другими людьми, построение взаимоотношений, эмоциональный самоконтроль, эмоциональное благополучие, ценностные ориентации), сфера эмоций считается в психологии одной из самых малоизученных.

Однако необходимо пристальное внимание к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в связи с требованиями ФГОС, в котором указано пять направлений развития и образования детей, одно из который – социально-коммуникативное «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации».

Другое важное направление исследования эмоциональной сферы связано с появлением конструкта эмоционального интеллекта (Salovey, Mayer, 1990), который дал толчок для интенсивного изучения способностей к пониманию, описанию и контролю эмоций. Но, несмотря на появление целого ряда работ, исследований эмоций у дошкольников пока еще недостаточно.

Вопросы развития эмоционально-экспрессивной сферы раскрываются исследователями с позиции возможностей восприятия и понимания дошкольниками эмоций (Е.И. Изотова, А.С. Золотнякова, Л.А. Хрисанфова, А.М. Щетинкина и др.) и особенностей их выражения (Г.М. Бреслав, В.А. Лабунская, Я. Рейковский, П. Экман, П.М. Якобсон).

Не смотря на это, в дошкольных учреждениях не часто используют программы эмоционального развития. Так же с каждым годом наблюдается увеличение детей с нарушениями эмоциональной сферы, такими как высокая тревожность, страхи, агрессивное поведение, несформированность волевых качеств, что приводит к трудностям в коммуникации.

Изучив атмосферу в группах детских садов и требования ФГОС, мы решили разработать программу, охватывающую большую часть возрастных групп и направленную на развитие эмоциональной сферы. В качестве основного средства развития были выбраны средства сказкотерапии.

Сказка всегда являлась одним из основных средств эмоционального развития детей. Сказкотерапия как направление психологии в России появилась не так давно.

Авторы, изучающие влияние сказкотерапии, использование ее для дошкольников: Т.Д. Зинкевич-Евситгнеева, Д. Бретт, В.И. Пономарева, В.В. Вачков, С.А. Черняев, Д. Соколов, Дж. Миллс, Р. Кроули.

Психологи-авторы сказок: Е. Клюев, А. В. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Соколов, Т.М. Грабенко, С.А. Черняева, И. К. Семина и др.

Сказкотерапия является лечебным инструментом психологов, двигателем личностного развития ребенка, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, она в своих символах метафорах содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка.

Программа рассчитана на четыре возрастные группы: работа начинается со 1-й младшей группы (2-3 года), продолжается в младшей и средней группе (3-5 лет), и заканчивается в старшей (5-6 лет).

Этапы проекта:

Этап планирования и организации развивающей среды. Результатом этого этапа является подготовленная для образовательного процесса среда, а также выбор музыкального сопровождения и подбор игр и сказок.

Основной этап. Он реализуется по трем направлениям:

Работа с педагогами – включает в себя приобщение педагогов к участию в проведении занятий с детьми, чтение сказок и проведение игр и медитаций в свободной деятельности детей, семинар-практикумы, тренинговые занятия и медитации.

Работа с детьми. Этапы работы:

  1. Диагностический этап. Сбор и анализ информации об уровне эмоционального комфорта детей 1-й младшей группы и уровне коммуникативных навыков детей младшей и средней группы, уровень эмоционального развития детей старшей возрастной группы, выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, установление контакта с детьми.
  2. Этап развивающей работы с детьми. Проводится один раз в неделю, продолжительность 15 минут для детей раннего возраста и 20 минут для детей среднего возраста, 25-30 минут для тетей старшего возраста. Подобраны специальные сказки, наглядные пособия, игры, игрушки, музыкальные произведения, способствующие ралаксации, разработаны занятия по структуре комплексной сказкотерапии.
  3. Результативный этап. Анализ проведенной работы, итоговая диагностика, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Третье направление - работа с родителями – включает в себя первичное анкетирование родителей, разработка буклетов для родителей, информативные выступления на родительских собраниях, оформление стендов, ведение родительского клуба.

Рефлексивно-обобщающий этап. Обобщение результатов реализации проекта, выявление недочетов, трудностей, с которыми пришлось столкнуться, планирование дальнейший путей развития.

Цель проекта: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как основа успешной социализации ребенка и личностной самореализации в коммуникативной и творческой деятельности.

В зависимости от возрастной группы ставятся разные задачи.

В младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры на доверие, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.

Для этого возраста поставлены следующие задачи:

  1. Снижение тревожности;
  2. Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;
  3. Формирование уверенности у детей;
  4. Стимулировать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
  5. Создавать положительный эмоциональный фон.

В средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей, адаптированные к условиям сенсорной комнаты и использования сенсорного оборудования.

Для данной возрастной группы были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать созданию положительного эмоционального фона,
  2. Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками и взрослыми,
  3. Формировать чуткость и интерес к чувствам других людей,
  4. Способствовать усвоению норм и правил поведения.

Целью работы с детьми старшего возраста является работа по профилактике эмоциональных нарушений и развитию эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. обогащать ребенка новыми яркими переживаниями;
  2. расширять диапазон понимаемых и переживаемых эмоций;
  3. учить детей дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния;
  4. развивать навыки социального регулирования собственных эмоций и их внешнего выражения;
  5. научить передавать эмоциональные состояния в речевом плане, обогатить эмоциональный словарь ребенка;
  6. содействовать эмоциональному самопознанию ребенка, осознанию многообразия эмоциональных переживаний и чувств, собственного экспрессивного репертуара;
  7. развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;
  8. содействовать эмоциональному самовыражению.

В работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний у родителей об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста;
  2. Способствовать использованию родителями разнообразных средств эмоционального развития (релаксационных сказок, музыкальных произведений, игр, игрушек) в условиях семейного воспитания;
  3. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной зрелости родителей.

В работе с педагогами:

  1. Повышать уровень знаний у педагогов об особенностях эмоционального развития и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  2. Способствовать применению педагогами средств, используемых в процессе непосредственно образовательной деятельности в свободной деятельности детей (сказки, игры, релаксация, музыка, игрушки);
  3. Гармонизация эмоционального состояния педагогов.

Методы реализации проекта

Этап

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Изучение методической литературы

Подготовка развивающей среды, наполнение среды средствами эмоционального развития детей (музыка, игрушки, игровые пособия)

Разработка информационных буклетов для родителей

Август 2023 г.

август 2023 г.

Сентябрь-октябрь 2023 г.

Воспитатель

Заведующий, старший воспитатель, воспитатель

Воспитатель, специалисты ДОУ

Этап реализации проекта

Работа с детьми:

- диагностика детей дошкольного возраста

- развивающие занятия с психологом с использованием медитативных и терапевтических сказок (раз в неделю)

- итоговая диагностика

Работа с родителями:

- родительские собрания; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование

- оформление стенда для родителей,

Работа с педагогами:

- Семинар-практикум «Элементы сказкотерапии в работе педагогов ДОУ» с выставкой сказкотерапевтической литературы

- тренинг развития эмоционального интеллекта «Сказки о чувствах»

Сентябрь-октябрь 2023 г.

Октябрь 2023 – апрель 2024 г.

Апрель-май 2024 г.

Сентябрь 2023 г.

Ноябрь 2023 г.

Октябрь 2023 г.

Ноябрь 2023 г.

Педагог-психолог, воспитатель

Педагог-психолог, воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Заведующий, старший воспитатель, психолог, воспитатель

воспитатель

старший воспитатель, психолог, воспитатель

старший воспитатель, психолог, воспитатель

Рефлексивный

- обработка результатов диагностики

- выступление на педсовете «Результаты проекта «Сказки волшебной комнаты»

Апрель-май 2024 г.

Педагог-психолог

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Общие правила проведения занятий

В младшей группе групповые занятия раз в неделю, время 15-20 минут, смена видов деятельности каждые 5-7 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок.

В средней группе групповые занятия раз в неделю, время 20-25 минут, смена видов деятельности каждые 7-10 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок, в конце каждого занятия проводится рефлексия и интеграция полученного опыта.

С детьми старшего возраста групповые занятия раз в неделю, время 25-30 минут, смена видов деятельности каждые 7-10 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок, в конце каждого занятия проводится рефлексия и интеграция полученного опыта.

Структура занятий (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ориентация

На первом занятии – знакомство. Далее - вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течении тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

2. Ритуал “входа” в занятие

Создать настрой на совместную работу,

разделить мир материального и волшебного

Коллективное упражнение, которое разграничит реальный и сказочный миры. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное “сплачивающее” действие.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Предложить новую информацию в виде сказки, притчи, легенды

Ведущий рассказывает или показывает детям что-то новое. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из рассказа и пр.

4. Закрепление

Чувственно-смысловое проживания новой информации. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Обсуждение игрового опыта. Объединение нового опыта с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии.

6. Обобщение

Четко подвести итог всему тому, что происходило на занятии. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

7. Ритуал “выхода” из занятия

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Ожидаемые результаты

Для детей 2-4 лет

- будет преобладать положительный эмоциональный фон,

- обладают адекватной тревожностью, свободно самовыражаются,

- проявляют активность в играх с детьми и общении,

- проявляют инициативу в общении со взрослыми.

Для детей 4-6 лет

- преобладают положительные эмоции,

- сформировано взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- сформированы чуткость и интерес к чувствам других людей,

- усвоенны нормы и правила общения.

Для родителей

  1. Родители знают об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста;
  2. Гармоничные и эмоционально зрелые личности;
  3. Используют в процессе воспитания разнообразные средства эмоционального развития (релаксационных сказок, музыкальных произведений, игр, игрушек и т.д.)

Для педагогов:

  1. Высокий уровень знаний у педагогов об особенностях эмоционального развития и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  2. Педагоги применяют средства, используемые в процессе непосредственно образовательной деятельности в свободной деятельности детей (сказки, игры, релаксация, музыка, игрушки);
  3. Используют методы релаксации для гармонизации своего эмоционального состояния.

Оценка результатов проекта

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

С учетом критериев оценки эмоционального состояния ребенка в ДОУ А. С. Белкина и показателей эмоционального благополучия младших школьников, разработанных Н. Ю. Сергеевой в работе определены следующие показатели эмоционального благополучия дошкольника 3-4 лет: активность, преимущественно положительный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками. Используются следующие методики исследования:

- детский тест тревожности В.М.Астапова, включающий в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек);

- Методика «Лесенка» для изучения уровня самооценки;

- анкетирование родителей;

- наблюдение;

- беседа.

Особенности коммуникативного развития детей 4-5 лет включают следующие показатели (Е.В. Рыбак):

- усвоение норм, правил поведения,

- взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками,

-отношение к окружающим,

- внешние проявления

В связи с этим используются следующие методики:

- изучение самооценки «Лесенка»,

- социометрическая методика «Два домика»;

- наблюдение;

- беседа.

Эффективность мероприятий с родителями отслеживается степенью участия родителей и их активностью в деятельности на семинарах и консультациях, участием в тренингах, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в процессе непосредственно образовательной деятельности, использование полученного материала в свободной деятельности с детьми, участие в семинарах и тренингах.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- уровень эмоционального благополучия детей младшей группы повысится на 50%;

- уровень коммуникативных навыков детей средней группы повысится в среднем на50%;

- степень участия родителей в проводимых мероприятиях составит 70%;

-степень удовлетворенности родителей от проводимых мероприятий составит 80%;

- 80% педагогов выскажутся о необходимости в данной программе и проводимых мероприятиях.

Список литературы

  1. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? – СПб.: Речь, 2006 – 64 с.: илл. – (Мастерская Татьяны Грабенко)
  2. Зинкевич-Евстигнева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2014, - 320 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004
  5. Клюев Е. В. «Сказки на всякий случай»: СЛОВО/SLOVO; М.; 2003
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  7. Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерпии – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 244 с.
  8. Соколова О.А. Я пасскажу тебе сказку – М.: «Персей-Сервис», 2014 – 232 с., илл.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 206. – 541 с.: илл.
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми – изд. Форум, 2013, - 153 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Аникина Елена ВикторовнаЛазарева Лариса НиколаевнаОбраз психологически здорового ребёнка — это счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый, познающий ...

Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие положительной эмоциональной сферы является одним из новообразований в дошкольном возрасте. Неиссякаемым источником развития положительных эмоций детей дошкольного возраста являются сказки...