Проект по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии "Сказки лесных фей"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Особенность проекта в том, что нами используются медитативные и коррекционные психологические сказки и методы сказкотерапии для обеспечения детям эмоционального благополучия и развития эмоциональной и коммуникативной сферы.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 г.- май 2024 г.
Тип проекта: практико-ориетированный
Участники проекта: заведующий ДОУ, специалисты, педагоги, родители, дети.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, используя ресурсы сказкотерапии.
Во 1-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.
Во 2-й младшей и средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей в процессе чтения и разыгрывания психологических терапевтических сказок.
В старшей группе цель работы – развитие эмоционального интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений средствами сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsionalnogo_razvitiya.docx | 993.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»
Проект по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
«Сказки лесных фей»
Составитель:
Воспитатель
высшей кв. категории
Кнаус Галина Николаевна
Р.п.Коченево, 2023
Краткая аннотация проекта
Педагогический проект «Сказки лесных фей». Особенность проекта в том, что нами используются медитативные и коррекционные психологические сказки и методы сказкотерапии для обеспечения детям эмоционального благополучия и развития эмоциональной и коммуникативной сферы.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 г.- май 2024 г.
Тип проекта: практико-ориетированный
Участники проекта: заведующий ДОУ, специалисты, педагоги, родители, дети.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, используя ресурсы сказкотерапии.
Во 1-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.
Во 2-й младшей и средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей в процессе чтения и разыгрывания психологических терапевтических сказок.
В старшей группе цель работы – развитие эмоционального интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений средствами сказкотерапии.
Постановка проблемы
В современном обществе, для которого характерна эмоциональная напряженность, все острее встает вопрос благополучия подрастающего поколения. Маленький ребенок постоянно сталкивается с такими негативными проявлениями как агрессия, эмоциональная нестабильность, напряженность; испытывает дефицит полноценного личностного общения.
Результаты исследований последних лет говорят нам, что эмоциональная сфера оказывает огромное влияние на всю психику в целом, и в последние годы появляется все больше работ, посвященных развитию эмоций.
Эмоциональное развитие начинается с младенчества и продолжается в течении всей жизни. Оно включает в себя развитие умения осознавать и контролировать свои эмоции, умения выражать их в экспрессии в социально приемлемых нормах, умение понимать эмоции других людей, выражать свои чувства в словах.
Для развития этих навыков необходимо как эмоциональное благополучие семьи, в которой растет ребенок, так и целенаправленное развитие эмоционально-экспрессивной сферы. Однако, не смотря на всю важность влияния развития эмоционально-экспрессивной сферы человека на качество его жизни (его общения с другими людьми, построение взаимоотношений, эмоциональный самоконтроль, эмоциональное благополучие, ценностные ориентации), сфера эмоций считается в психологии одной из самых малоизученных.
Однако необходимо пристальное внимание к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в связи с требованиями ФГОС, в котором указано пять направлений развития и образования детей, одно из который – социально-коммуникативное «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации».
Другое важное направление исследования эмоциональной сферы связано с появлением конструкта эмоционального интеллекта (Salovey, Mayer, 1990), который дал толчок для интенсивного изучения способностей к пониманию, описанию и контролю эмоций. Но, несмотря на появление целого ряда работ, исследований эмоций у дошкольников пока еще недостаточно.
Вопросы развития эмоционально-экспрессивной сферы раскрываются исследователями с позиции возможностей восприятия и понимания дошкольниками эмоций (Е.И. Изотова, А.С. Золотнякова, Л.А. Хрисанфова, А.М. Щетинкина и др.) и особенностей их выражения (Г.М. Бреслав, В.А. Лабунская, Я. Рейковский, П. Экман, П.М. Якобсон).
Не смотря на это, в дошкольных учреждениях не часто используют программы эмоционального развития. Так же с каждым годом наблюдается увеличение детей с нарушениями эмоциональной сферы, такими как высокая тревожность, страхи, агрессивное поведение, несформированность волевых качеств, что приводит к трудностям в коммуникации.
Изучив атмосферу в группах детских садов и требования ФГОС, мы решили разработать программу, охватывающую большую часть возрастных групп и направленную на развитие эмоциональной сферы. В качестве основного средства развития были выбраны средства сказкотерапии.
Сказка всегда являлась одним из основных средств эмоционального развития детей. Сказкотерапия как направление психологии в России появилась не так давно.
Авторы, изучающие влияние сказкотерапии, использование ее для дошкольников: Т.Д. Зинкевич-Евситгнеева, Д. Бретт, В.И. Пономарева, В.В. Вачков, С.А. Черняев, Д. Соколов, Дж. Миллс, Р. Кроули.
Психологи-авторы сказок: Е. Клюев, А. В. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Соколов, Т.М. Грабенко, С.А. Черняева, И. К. Семина и др.
Сказкотерапия является лечебным инструментом психологов, двигателем личностного развития ребенка, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, она в своих символах метафорах содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка.
Программа рассчитана на четыре возрастные группы: работа начинается со 1-й младшей группы (2-3 года), продолжается в младшей и средней группе (3-5 лет), и заканчивается в старшей (5-6 лет).
Этапы проекта:
Этап планирования и организации развивающей среды. Результатом этого этапа является подготовленная для образовательного процесса среда, а также выбор музыкального сопровождения и подбор игр и сказок.
Основной этап. Он реализуется по трем направлениям:
Работа с педагогами – включает в себя приобщение педагогов к участию в проведении занятий с детьми, чтение сказок и проведение игр и медитаций в свободной деятельности детей, семинар-практикумы, тренинговые занятия и медитации.
Работа с детьми. Этапы работы:
- Диагностический этап. Сбор и анализ информации об уровне эмоционального комфорта детей 1-й младшей группы и уровне коммуникативных навыков детей младшей и средней группы, уровень эмоционального развития детей старшей возрастной группы, выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, установление контакта с детьми.
- Этап развивающей работы с детьми. Проводится один раз в неделю, продолжительность 15 минут для детей раннего возраста и 20 минут для детей среднего возраста, 25-30 минут для тетей старшего возраста. Подобраны специальные сказки, наглядные пособия, игры, игрушки, музыкальные произведения, способствующие ралаксации, разработаны занятия по структуре комплексной сказкотерапии.
- Результативный этап. Анализ проведенной работы, итоговая диагностика, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.
Третье направление - работа с родителями – включает в себя первичное анкетирование родителей, разработка буклетов для родителей, информативные выступления на родительских собраниях, оформление стендов, ведение родительского клуба.
Рефлексивно-обобщающий этап. Обобщение результатов реализации проекта, выявление недочетов, трудностей, с которыми пришлось столкнуться, планирование дальнейший путей развития.
Цель проекта: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как основа успешной социализации ребенка и личностной самореализации в коммуникативной и творческой деятельности.
В зависимости от возрастной группы ставятся разные задачи.
В младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся психологические игры на доверие, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку.
Для этого возраста поставлены следующие задачи:
- Снижение тревожности;
- Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;
- Формирование уверенности у детей;
- Стимулировать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
- Создавать положительный эмоциональный фон.
В средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей, адаптированные к условиям сенсорной комнаты и использования сенсорного оборудования.
Для данной возрастной группы были поставлены следующие задачи:
- Способствовать созданию положительного эмоционального фона,
- Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками и взрослыми,
- Формировать чуткость и интерес к чувствам других людей,
- Способствовать усвоению норм и правил поведения.
Целью работы с детьми старшего возраста является работа по профилактике эмоциональных нарушений и развитию эмоциональной сферы.
Задачи:
- обогащать ребенка новыми яркими переживаниями;
- расширять диапазон понимаемых и переживаемых эмоций;
- учить детей дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния;
- развивать навыки социального регулирования собственных эмоций и их внешнего выражения;
- научить передавать эмоциональные состояния в речевом плане, обогатить эмоциональный словарь ребенка;
- содействовать эмоциональному самопознанию ребенка, осознанию многообразия эмоциональных переживаний и чувств, собственного экспрессивного репертуара;
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;
- содействовать эмоциональному самовыражению.
В работе с родителями:
- Повышать уровень знаний у родителей об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- Способствовать использованию родителями разнообразных средств эмоционального развития (релаксационных сказок, музыкальных произведений, игр, игрушек) в условиях семейного воспитания;
- Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной зрелости родителей.
В работе с педагогами:
- Повышать уровень знаний у педагогов об особенностях эмоционального развития и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
- Способствовать применению педагогами средств, используемых в процессе непосредственно образовательной деятельности в свободной деятельности детей (сказки, игры, релаксация, музыка, игрушки);
- Гармонизация эмоционального состояния педагогов.
Методы реализации проекта
Этап | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | Изучение методической литературы Подготовка развивающей среды, наполнение среды средствами эмоционального развития детей (музыка, игрушки, игровые пособия) Разработка информационных буклетов для родителей | Август 2023 г. август 2023 г. Сентябрь-октябрь 2023 г. | Воспитатель Заведующий, старший воспитатель, воспитатель Воспитатель, специалисты ДОУ |
Этап реализации проекта | Работа с детьми: - диагностика детей дошкольного возраста - развивающие занятия с психологом с использованием медитативных и терапевтических сказок (раз в неделю) - итоговая диагностика Работа с родителями: - родительские собрания; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование - оформление стенда для родителей, Работа с педагогами: - Семинар-практикум «Элементы сказкотерапии в работе педагогов ДОУ» с выставкой сказкотерапевтической литературы - тренинг развития эмоционального интеллекта «Сказки о чувствах» | Сентябрь-октябрь 2023 г. Октябрь 2023 – апрель 2024 г. Апрель-май 2024 г. Сентябрь 2023 г. Ноябрь 2023 г. Октябрь 2023 г. Ноябрь 2023 г. | Педагог-психолог, воспитатель Педагог-психолог, воспитатель Воспитатель Педагог-психолог Заведующий, старший воспитатель, психолог, воспитатель воспитатель старший воспитатель, психолог, воспитатель старший воспитатель, психолог, воспитатель |
Рефлексивный | - обработка результатов диагностики - выступление на педсовете «Результаты проекта «Сказки волшебной комнаты» | Апрель-май 2024 г. | Педагог-психолог Заведующий ДОУ, старший воспитатель |
Общие правила проведения занятий
В младшей группе групповые занятия раз в неделю, время 15-20 минут, смена видов деятельности каждые 5-7 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок.
В средней группе групповые занятия раз в неделю, время 20-25 минут, смена видов деятельности каждые 7-10 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок, в конце каждого занятия проводится рефлексия и интеграция полученного опыта.
С детьми старшего возраста групповые занятия раз в неделю, время 25-30 минут, смена видов деятельности каждые 7-10 минут. Занятия эмоционально насыщенны, в эмоциональную деятельность включается каждый ребенок, в конце каждого занятия проводится рефлексия и интеграция полученного опыта.
Структура занятий (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1. Ориентация | На первом занятии – знакомство. Далее - вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течении тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. |
2. Ритуал “входа” в занятие | Создать настрой на совместную работу, разделить мир материального и волшебного | Коллективное упражнение, которое разграничит реальный и сказочный миры. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное “сплачивающее” действие. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо Предложить новую информацию в виде сказки, притчи, легенды | Ведущий рассказывает или показывает детям что-то новое. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из рассказа и пр. |
4. Закрепление | Чувственно-смысловое проживания новой информации. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка | Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. |
5. Интеграция | Обсуждение игрового опыта. Объединение нового опыта с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии. |
6. Обобщение | Четко подвести итог всему тому, что происходило на занятии. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт |
7. Ритуал “выхода” из занятия | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде | Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. |
Ожидаемые результаты
Для детей 2-4 лет
- будет преобладать положительный эмоциональный фон,
- обладают адекватной тревожностью, свободно самовыражаются,
- проявляют активность в играх с детьми и общении,
- проявляют инициативу в общении со взрослыми.
Для детей 4-6 лет
- преобладают положительные эмоции,
- сформировано взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- сформированы чуткость и интерес к чувствам других людей,
- усвоенны нормы и правила общения.
Для родителей
- Родители знают об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- Гармоничные и эмоционально зрелые личности;
- Используют в процессе воспитания разнообразные средства эмоционального развития (релаксационных сказок, музыкальных произведений, игр, игрушек и т.д.)
Для педагогов:
- Высокий уровень знаний у педагогов об особенностях эмоционального развития и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
- Педагоги применяют средства, используемые в процессе непосредственно образовательной деятельности в свободной деятельности детей (сказки, игры, релаксация, музыка, игрушки);
- Используют методы релаксации для гармонизации своего эмоционального состояния.
Оценка результатов проекта
Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
С учетом критериев оценки эмоционального состояния ребенка в ДОУ А. С. Белкина и показателей эмоционального благополучия младших школьников, разработанных Н. Ю. Сергеевой в работе определены следующие показатели эмоционального благополучия дошкольника 3-4 лет: активность, преимущественно положительный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками. Используются следующие методики исследования:
- детский тест тревожности В.М.Астапова, включающий в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек);
- Методика «Лесенка» для изучения уровня самооценки;
- анкетирование родителей;
- наблюдение;
- беседа.
Особенности коммуникативного развития детей 4-5 лет включают следующие показатели (Е.В. Рыбак):
- усвоение норм, правил поведения,
- взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками,
-отношение к окружающим,
- внешние проявления
В связи с этим используются следующие методики:
- изучение самооценки «Лесенка»,
- социометрическая методика «Два домика»;
- наблюдение;
- беседа.
Эффективность мероприятий с родителями отслеживается степенью участия родителей и их активностью в деятельности на семинарах и консультациях, участием в тренингах, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в процессе непосредственно образовательной деятельности, использование полученного материала в свободной деятельности с детьми, участие в семинарах и тренингах.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- уровень эмоционального благополучия детей младшей группы повысится на 50%;
- уровень коммуникативных навыков детей средней группы повысится в среднем на50%;
- степень участия родителей в проводимых мероприятиях составит 70%;
-степень удовлетворенности родителей от проводимых мероприятий составит 80%;
- 80% педагогов выскажутся о необходимости в данной программе и проводимых мероприятиях.
Список литературы
- Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? – СПб.: Речь, 2006 – 64 с.: илл. – (Мастерская Татьяны Грабенко)
- Зинкевич-Евстигнева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2014, - 320 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004
- Клюев Е. В. «Сказки на всякий случай»: СЛОВО/SLOVO; М.; 2003
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерпии – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 244 с.
- Соколова О.А. Я пасскажу тебе сказку – М.: «Персей-Сервис», 2014 – 232 с., илл.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 206. – 541 с.: илл.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми – изд. Форум, 2013, - 153 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»
В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Аникина Елена ВикторовнаЛазарева Лариса НиколаевнаОбраз психологически здорового ребёнка — это счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый, познающий ...
Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие положительной эмоциональной сферы является одним из новообразований в дошкольном возрасте. Неиссякаемым источником развития положительных эмоций детей дошкольного возраста являются сказки...