Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.
методическая разработка (младшая группа)
Цель работы:
Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.
Задачи программы:
- Осуществлять сохранение, укрепление здоровья, оздоровление, снятие эмоционального напряжения в процессе общения с взрослыми и сверстниками
- Организовать обучение в игровой форме различным навыкам общения с взрослыми и сверстниками, осуществлять профилактику детской агрессии, замкнутости и других отклонений в поведенческой сфере
- Создавать систему совместных вариантов НОД с элементами релаксационного воздействия
Актуальность работы:
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и потребностей, а также особенностей его личности и поведения. В основе гармоничного развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему. Важной способностью человека, определяющей эмоциональные отношения между людьми является эмпатия- способность эмоционального отклика на переживание других людей. Следовательно «эмоциональное развитие детей»- одно из важнейших направлений деятельности педагога в работе с детьми раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.
Разработан воспитателем : Бажановой Светланой Николаевной
ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель работы:
Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.
Задачи программы:
- Осуществлять сохранение, укрепление здоровья, оздоровление, снятие эмоционального напряжения в процессе общения с взрослыми и сверстниками
- Организовать обучение в игровой форме различным навыкам общения с взрослыми и сверстниками, осуществлять профилактику детской агрессии, замкнутости и других отклонений в поведенческой сфере
- Создавать систему совместных вариантов НОД с элементами релаксационного воздействия
Актуальность работы:
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и потребностей, а также особенностей его личности и поведения. В основе гармоничного развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему. Важной способностью человека, определяющей эмоциональные отношения между людьми является эмпатия- способность эмоционального отклика на переживание других людей. Следовательно «эмоциональное развитие детей»- одно из важнейших направлений деятельности педагога в работе с детьми раннего возраста.
Содержание и структура деятельности педагога в ДОУ:
- Психолого-педагогическая диагностика
- Консультирование родителей
- Коррекционная и развивающая работа с детьми раннего возраста по основным направлениям Ф.Г.О.С.
Основное направление коррекционной работы
Создание условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста с ОВЗ через сопровождение на основе реализации адаптированной образовательной программы, включающей в себя элементы авторской программы «Мой маленький мир» по усвоению образовательных областей в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
В основе прохождения программы лежит непосредственно образовательная деятельность педагогического сопровождения детей по авторской программе «Мой маленький мир», направленной на эмоциональное развитие детей раннего возраста. Данная программа строится на сотрудничестве педагога и педагога-психолога образовательного учреждения.
Возраст детей, охваченных образовательной программой « Мой маленький мир» от 1г.6мес. до 2-х лет
Длительность совместной деятельности 8-10 минут, время прохождения программы с сентября по май, в летний период проводится индивидуальная игровая деятельность.
Структура программы «Мой маленький мир»
Совместная деятельность, направленная на сглаживание процесса адаптации:
- Совместная деятельность развивающего характера, осуществляющая речевое и познавательное развитие детей
- Совместная деятельность и игровая деятельность, направленные на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста
- Совместная деятельность, основанная на русских народных сказках, способствующих художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста
Этапы прохождения программы
- Этап- диагностический- диагностирование детей проводится с письменного согласия родителей.
- Этап- основной- проведение непрерывной образовательной деятельности по программе «Мой маленький мир»
- Этап- заключительный- подведение итогов, консультирование родителей, заполнение аналитических справок.
НОД, направленная на сглаживание процесса адаптации
Содержание блока:
- Дидактические игры «Расскажи, мне как тебя зовут», «Угадай, кто идет», «Найди, что скажу», «Прогулка», «Чего не хватает?»
- Игры словесные и пальчиковые, способствующие речевому развитию и формированию мелкой моторики кисти руки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона»
- Использование сюрпризных моментов
Результативность работы по данному блоку:
- Снятие эмоциональных зажимов
- Улучшение эмоционального взаимодействия детей со сверстниками
- Развитие мелкой моторики кисти руки, познавательных психологических процессов: внимания, памяти, создание условий активного речевого развития
НОД и игровая деятельность, направленные на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста
Содержание блока:
- Игры на снижение эмоционального и мышечного напряжения («Цветы» Ковалева И.В., «Солнечные зайчики» Тихеева Е.И., «Воздушный шарик» Агеева А.В.)
- Игры, направленные на развитие эмоциональной выразительности и эмпатии Силберг Д. «Кто стучится в дверь ко мне», Ларечина Е.В. «Подари ласковушку», Лютова Е.К. «Добрый бегемотик»
- Релаксационные технологии на основе релаксационно-оздоровительной программы Лисиной Е.А («Баиньки», «Ручеек», «Путешествие в осенний лес», «Волшебная зимняя сказка»).
Результативность :
- Снижение в процессе релаксационных тренингов эмоционального напряжения, капризных поведенческих реакций, нервной возбудимости
- Развитие у малышей умения проявлять положительные действия эмоциональной окрашенности по отношению к сверстникам
НОД развивающего характера, осуществляющая речевое и познавательное развитие детей
Содержание блока:
- «Комната куклы Кати», «Чудесный мешочек», «Описание игрушек», «Игры с матрешками»
- Дидактические игры, направленные на речевое и познавательное развитие «Угадай фигуру», «Оденем куклу на прогулку», «Поручения».
Результативность:
- Улучшение уровня познавательного потенциала детей, повышения сенсорных представлений о назначении предметов и их особенностях
- Активизация умения самостоятельно исследовать свойства окружающих предметов
- Развитие разговорной речи, грамматически правильной речи
- Формирование фонематического слуха детей
НОД, основанная на русских народных сказках, способствующих художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста
Содержание блока:
Инсценирование с участием детей малых фольклорных форм «Вышла курочка гулять», «Ладушки-ладушки», «Котинька-коток», «Петушок-золотой гребешок». Инсценирование русских народных сказок «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Участие в совместных физкультурно-музыкальных праздниках : «Осенний праздник», «День матери», «Проводы зимы», «День защиты детей»
Результативность
Обогащение культурного опыта: развитие активной речи, накопление пассивного словаря, формирование эстетических чувств, эмпатии, умение положительно откликаться на русское народное творчество, раскрытие нравственной сферы детей раннего возраста.
Результативность программы
- Профилактика и коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей, поведенческой сфере, укрепление их психического и физического здоровья
- Раскрытие потенциала познавательной, речевой, эмоциональной сфер детей раннего возраста
- Улучшение навыков социализации, коммуникации в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...
«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Из опыта работы музыкального руководителя Фролкиной С.Б....
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»
Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...
«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»
Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игру...
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...