Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.
методическая разработка (младшая группа)

Цель работы:

Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.

Задачи программы:

  • Осуществлять сохранение, укрепление здоровья, оздоровление, снятие эмоционального напряжения в процессе общения с взрослыми и сверстниками
  • Организовать обучение в игровой форме различным навыкам общения  с взрослыми и сверстниками, осуществлять профилактику детской агрессии, замкнутости и других отклонений в поведенческой сфере
  • Создавать систему совместных вариантов НОД с элементами релаксационного воздействия

Актуальность работы:

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и потребностей, а также особенностей его личности и поведения. В основе гармоничного развития личности ребенка лежит наше эмоциональное  отношение к нему. Важной способностью человека, определяющей эмоциональные отношения между людьми является эмпатия- способность эмоционального отклика на переживание других людей. Следовательно «эмоциональное развитие детей»- одно из важнейших направлений деятельности педагога в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Разработан воспитателем : Бажановой  Светланой Николаевной

ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель работы:

Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.

Задачи программы:

  • Осуществлять сохранение, укрепление здоровья, оздоровление, снятие эмоционального напряжения в процессе общения с взрослыми и сверстниками
  • Организовать обучение в игровой форме различным навыкам общения  с взрослыми и сверстниками, осуществлять профилактику детской агрессии, замкнутости и других отклонений в поведенческой сфере
  • Создавать систему совместных вариантов НОД с элементами релаксационного воздействия

Актуальность работы:

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и потребностей, а также особенностей его личности и поведения. В основе гармоничного развития личности ребенка лежит наше эмоциональное  отношение к нему. Важной способностью человека, определяющей эмоциональные отношения между людьми является эмпатия- способность эмоционального отклика на переживание других людей. Следовательно «эмоциональное развитие детей»- одно из важнейших направлений деятельности педагога в работе с детьми раннего возраста.

Содержание и структура деятельности педагога в ДОУ:

  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Консультирование родителей
  • Коррекционная и развивающая работа с детьми раннего возраста по основным направлениям Ф.Г.О.С.

Основное направление коррекционной работы

Создание условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста с ОВЗ через сопровождение на основе реализации адаптированной образовательной программы, включающей в себя элементы авторской программы «Мой маленький мир» по усвоению образовательных областей в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

В основе прохождения программы лежит непосредственно образовательная деятельность педагогического сопровождения детей по авторской программе «Мой маленький мир», направленной на эмоциональное развитие детей раннего возраста. Данная программа строится на сотрудничестве педагога и педагога-психолога образовательного учреждения.

Возраст детей, охваченных образовательной программой « Мой маленький мир» от 1г.6мес. до 2-х лет

Длительность совместной деятельности 8-10 минут, время прохождения программы с сентября по май, в летний период проводится индивидуальная игровая деятельность.

Структура программы «Мой маленький мир»

Совместная деятельность, направленная на сглаживание процесса адаптации:

  • Совместная деятельность развивающего характера, осуществляющая речевое и познавательное развитие детей
  • Совместная деятельность и игровая деятельность, направленные на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста
  • Совместная деятельность, основанная на русских народных сказках, способствующих художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста

Этапы прохождения программы

  1. Этап- диагностический- диагностирование  детей проводится с письменного согласия родителей.
  2. Этап- основной- проведение непрерывной образовательной деятельности по программе «Мой маленький мир»
  3. Этап- заключительный- подведение итогов, консультирование родителей, заполнение аналитических справок.

НОД,  направленная на сглаживание процесса адаптации

Содержание блока:

  • Дидактические игры «Расскажи, мне как тебя зовут», «Угадай, кто идет», «Найди, что скажу», «Прогулка», «Чего не хватает?»
  • Игры словесные и пальчиковые, способствующие речевому развитию и формированию мелкой моторики кисти руки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона»
  • Использование сюрпризных моментов

Результативность работы по данному блоку:

  • Снятие эмоциональных зажимов
  • Улучшение эмоционального взаимодействия детей со сверстниками
  • Развитие мелкой моторики кисти руки, познавательных психологических процессов: внимания, памяти, создание условий активного речевого развития

НОД и игровая деятельность, направленные на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста

Содержание блока:

  • Игры на снижение эмоционального  и  мышечного напряжения («Цветы» Ковалева И.В., «Солнечные зайчики» Тихеева Е.И., «Воздушный шарик»  Агеева А.В.)
  • Игры, направленные на развитие эмоциональной выразительности и эмпатии Силберг Д. «Кто стучится в дверь ко мне», Ларечина Е.В. «Подари ласковушку», Лютова Е.К. «Добрый бегемотик»
  • Релаксационные технологии на основе релаксационно-оздоровительной программы Лисиной Е.А («Баиньки», «Ручеек», «Путешествие в осенний лес», «Волшебная зимняя сказка»).

Результативность :

  • Снижение в процессе релаксационных тренингов эмоционального напряжения, капризных поведенческих реакций, нервной возбудимости
  • Развитие у малышей умения проявлять положительные действия эмоциональной окрашенности по отношению к сверстникам

НОД развивающего характера, осуществляющая речевое и познавательное развитие детей

Содержание блока:

  • «Комната куклы Кати», «Чудесный мешочек», «Описание игрушек», «Игры с матрешками»
  • Дидактические игры, направленные на речевое и познавательное развитие «Угадай фигуру», «Оденем куклу на прогулку», «Поручения».

Результативность:

  • Улучшение уровня познавательного потенциала детей, повышения сенсорных представлений о назначении предметов и их особенностях
  • Активизация умения самостоятельно исследовать свойства окружающих предметов
  • Развитие разговорной речи, грамматически правильной речи
  • Формирование фонематического слуха детей

НОД, основанная на русских народных сказках, способствующих художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста

Содержание блока:

Инсценирование  с участием детей малых фольклорных форм «Вышла курочка гулять», «Ладушки-ладушки», «Котинька-коток», «Петушок-золотой гребешок». Инсценирование  русских народных сказок «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Участие в совместных физкультурно-музыкальных праздниках : «Осенний праздник», «День матери», «Проводы зимы», «День защиты детей»

Результативность

Обогащение культурного опыта: развитие активной речи, накопление пассивного словаря, формирование эстетических чувств, эмпатии, умение положительно откликаться на русское народное творчество, раскрытие нравственной сферы детей раннего возраста.

Результативность программы

  • Профилактика и коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей, поведенческой сфере, укрепление их психического и физического здоровья
  • Раскрытие потенциала познавательной, речевой, эмоциональной сфер детей раннего возраста
  • Улучшение навыков социализации, коммуникации в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....

«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»

     Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком  ее понимании. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игру...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...