Формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи
статья
Речь – явление социальное и служит
средством общения людей друг с другом.
Благодаря речи ребенок познает мир,
накапливает знания, овладевает
нормами поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – явление социальное и служит
средством общения людей друг с другом.
Благодаря речи ребенок познает мир,
накапливает знания, овладевает
нормами поведения.
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразительной. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и с другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Развитие речи детей является одной из важнейших задач воспитания в нашем детском саду, а значит, эта задача стоит и перед нами, воспитателями. Мы знаем, что, большое значение для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок. Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая среда, созданная в группе - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. Поэтому мы постарались в своей группе жизненную обстановку для развития детей создать в соответствии с возрастом. В первую очередь выполнение режимного дня, что способствует хорошему, физическому здоровью. Со здоровым ребёнком, находящимся в бодром и радостном состоянии легче установить общение, он активен восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции.
Также огромное значение для развития детей имеет материальная обстановка. В своей группе мы постарались создать для детей такую обстановку, которой каждый ребенок может не только обогащать свои знания, но и развивать обогащать свою речь.
В первые годы жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моменты, совместной игре и в организованной деятельности. Развитие речи в НОД проводится в нашей группе только один раз в неделю. Ясно, что это недостаточно для развития детей. Поэтому развитию речи детей мы уделяем внимание во всех видах образовательной деятельности. Но я хочу остановиться на тех методах и приемах, которые мы используем вне организованной деятельности: в режимных моментах, в совместной деятельности и самостоятельных играх.
Одним из наглядных методов развитие речи детей является наблюдение. Мы планируем два наблюдения в день: утром и вечером. Но наблюдения могут быть и спонтанными. Например, увидели живую кошку или собаку. Проехал мимо автомобиль, КАМАЗ. В процесс наблюдение за живыми объектами уточняем уже имеющимся представления о них, знакомим с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказываем, как и что они едят. При встрече с живыми объектами дети внимательно слушают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. В ходе наблюдений задаём детям вопросы, в случае затруднений дополняем ответы детей, прозывая повторять за нами. Природа – богатейший источник восприятий. Сколько живых ярких образов заполняют сознание ребенка, сколько новыми словами обогащается лексикон. Всё это бесконечно нравится детям, всё это влечёт и радует, дети хотят видеть, знать: Что это? Почему? Как называется? Ум ребенка приводится в непосредственное соприкосновение с объектами природы в сознание возникают образы, разгораются чувства, которые облекаются в слова. Во время наблюдений для более эмоционального восприятия читаем стихи детям о природе, о явлениях природы, о деревьях, о временах года. Чтобы довести восприятие детей до полноты и ясности мы периодически повторяем наблюдения.
Большую роль в развитии речи мы отводим трудовой деятельности детей. Мы вместе с детьми наблюдаем за трудом взрослых: дворника, помощника воспитателя, медсестры. Но детям хочется не только подражать им в игре, но и работать самим по-настоящему. Мы привлекаем их к подметанию дорожек, сбору сухих веток. Все свои действия обязательно сопровождаем словами, которые дети запоминают, а потом употребляют их в соответствии с тем, что они делают. Разговоры и рассказы в трудовом процессе служат для активизации усвоения словаря детей, для развития связной речи.
Наилучшим методическим приемом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. Беседы мы проводим каждый день, не более 10-15 минут, темы самые разнообразные: о труде людей, о транспорте, о природе, о явления жизни, о безопасности детей и другие. Стараемся беседы проводить интересно, с опорой на наглядный материал. Важный показатель активного участия детей в беседах: их вопросы. Очень часто приходится отвечать на стихийно возникающие у детей вопросы, поэтому надо быть всегда готовым к этим вопросам. Побуждаем задавать вопросы малоактивных детей. Приучаем детей к ответам не только фразой или словом, но и к развернутым высказываниям.
Развиваем речь детей и в ходе выполнения режимных процессов. Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами. В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Побуждаем детей говорить о том, что они сделали, какие действия выполнили. Общаемся, часто используем художественное слово и русский фольклор. Наиболее действенное средство для развития речи детей является игра, которая является ведущим видом деятельности детей. В течение дня организуем с/ж ролевые, дидактические, строительные игры. В с/ж ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Дочки матери», «Магазин», «Больница», «Шофёр», закрепляем навыки разговорной речи. Необходимые атрибуты к этим играм у нас есть, периодически обновляем их, находятся они в доступном для детей месте и используются также и в самостоятельных играх по желанию детей.
У нас в группе очень много дидактических игр. Дидактические игры – метод активизации словаря детей. В дидактических играх обращаем внимание детей на точность их ответов, добиваемся активизации намеченных слов.
Развиваем речь и в подвижных играх, на которых закрепляются разные восприятия детей. Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней. «Лохматый пес», «Гуси-гуси», «Кот и мышка», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» в эти игры дети играют у нас каждый день.
Все виды двигательной деятельности детей – игры, бег, скаканье, лазание – сопровождается речью, криками, возгласами, восклицаниями. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работает, формируется и крепнет их речевой аппарат.
В начале этого года я стала привлекать детей к участию в театрализованных играх. Использую те сказки, рассказы, которые очень хорошо известны детям. Это «Теремок», «Колобок», «Кто сказал мяу?». Малыши, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас, у них развивается эмоциональная речь. Дети подражают поступкам, манерам и речи своего героя. Стеснительным детям помогаю, проговариваю тексты вместе с ними. Для игр у нас в группе есть специальные атрибуты: маски, шапочки, одежда для ряжений – всё это способствует участию детей.
В нашей группе есть книжный уголок, дети могут самостоятельно брать книги и рассматривать их. Книги – это богатейший материал для развития речи детей. Периодически беседую с детьми о книгах, интересуюсь содержанием книг, понимают ли дети смысл иллюстраций, расспрашиваю детей о книгах, которые есть у них дома, конечно же напоминаю о бережном отношении к книгам.
На равне со сказкой и рассказом как фактор развития речи использую заучивание художественных стихотворений. Дети нашей группы очень любят стихи. Так же много поют. Поют вместе с нами, воспитателями, вместе с няней, поют сами, во время самостоятельной деятельности. Причем дети поют не только детские песни, но и современные. При этом формируется речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.
Рассматривание картинок, игрушек, дидактические игры и упражнения по звуковой культуре речи, её характеризуемые простых, коротких скороговорок – всё это использую в своей работе по развитию речи детей.
Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка: структуры речи, её характерные особенности дети не принимают от лиц, с которыми они находятся в речевом общении. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателями, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь не «съедая» окончаний. Мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас, поэтому предъявляем к своей собственности речи определенные требования.
Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как это было в ясельной группе. Стараюсь говорить обыкновенно, правильным простым языком: медленно, ясно и громко. Зависимость речи детей от речи воспитателей, от речи людей, с которыми дети живут и общаются, очень велик . Неотъемлемой частью по речевому развитию является взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому мы проводим с родителями работу по развитию речи детей. Ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития дошкольников, нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.
Для повышения уровня речевого развития детей использую различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература).
На консультации «Речевое развитие детей дошкольного возраста» познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила индивидуальные памятки для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.
Можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста будет более эффективным, если учитываются педагогические условия рационального подбора форм работы с родителями, а также, если данная работа проводится систематически.
Таким образом, активизация речи детей осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом нашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы по развитию речи и аппликации с элементами рисования "Мишка"
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы по развитию речи и аппликации с элементами рисования. Мишка.Составила воспитатель высшей категории ГБДОУ детский...
Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательном, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...
статья Методы и приемы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности.
Методы и приемы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности....
Формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи. ( из опыта работы )
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...
План–конспект НОД с детьми второй младшей группы по развитию речи «Путешествие в сказку»
Развивать умение слушать и выполнять команды; закреплять умение выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению; развивать словесно-логическое мышление; умение группировать фрукты и...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по развитию речи "Мой котёнок"
Интеграция образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое развитие"Форма совместной деятельнос...