Статья. Семья и экспериментирование.
статья

Ящишина Елена Владимировна

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._semya_i_eksperimentirovanie.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию познавательно-  исследовательской  деятельности  у детей  дошкольного  возраста.

   Взаимоотношения сотрудников детского учреждения и родителей на современном этапе одна из самых важных проблем. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

   Всё воспитание и обучение детей строим в личностно-ориентированной модели. Для нас главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаем все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

   На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений   воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в дошкольном учреждении, является работа с родителями. Углубленная работа  по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, нами была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

   Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

2. Создать атмосферу общности интересов;

3. Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

В  индивидуальных  беседах,  консультациях  через  различные  виды  наглядной  агитации  мы  убеждаем  родителей  в  необходимости  повседневного  внимания  к  детским  радостям  и  огорчениям. Насколько  правы  те,  кто  строит  свое  общение  с  ребенком  как  с «равным»,  поддерживает  познавательный  интерес  детей,  их  стремление  узнать  новое,  самостоятельно  выяснить  непонятное,  желание  вникнуть  в  сущность  предметов,  явлений,  действительности.

   Чтобы  родители  следовали  мудрому  совету  В.А. Сухомлинского: «Умейте  открыть  перед  ребенком  в  окружающем  мире  что-то  одно,  но  открывать  так,  чтобы  кусочек  жизни  заиграл  перед  детьми  всеми  красками  радуги. Оставляйте  всегда что-то  недосказанное,  чтобы  ребенку  захотелось  еще  и  еще  раз  возвратиться  к  тому,  что  он  узнал».

   Не следует отмахиваться  от  желаний  ребенка,  даже  если  они  вам  кажутся  импульсивными. Ведь  в  основе  этих  желаний  может  лежать  такое  важнейшее  качество,  как  любознательность. Поощрять  любознательность,  которое  порождает  потребность  в  новых  впечатлениях:  она  порождает  потребность  в  исследовании.

   Нельзя  отказывать  от  совместных  действий  с  ребенком,  игр  и  т.п. – ребенок  не  может  развиваться  в  обстановке  безучастности  к  нему  взрослых. Предоставлять  возможность  ребенку  действовать  с  разными  предметами и материалами, поощрять  экспериментирование  с  ними,  формируя  в  детях  мотив,  связанный  с  внутренними  желаниями  узнавать  новое,  потому  что  это  интересно  и  приятно,  помогать  ему  в  этом  своим  участием.

   Проявляя  заинтересованность  к  деятельности  ребенка,  беседуя  с  ним  о  его  намерениях,  целях  (это  научит  его  целеполаганию),  о  том,  как  добиться  желаемого  результата  (это  поможет  осознать  процесс  деятельности).  Необходимо  расспросить  о  результатах  деятельности,  о  том,  как  ребенок  их  достиг (он  приобретает  умение  формулировать  выводы,  рассуждая  и  аргументируя).

   Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка. Поэтому  свои отношения с родителями строим на основе сотрудничества и взаимного уважения.  Для заинтересованности

родителей и вовлеченности  их  в воспитательно-образовательный  процесс используем различные формы и методы  взаимодействия с родителями:

проводили  анкетирование  на  тему: «Экспериментируете  ли  вы  дома  с  ребенком?».

    Анкетирование  позволило  получить  информацию  о тех проблемах, с которыми  родители сталкиваются в повседневной жизни, а также выявить отношение родителей  к поисково-исследовательской активности детей.

    Большой популярностью пользуется так называемый  раздаточный 

материал: памятки, брошюры. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно  –информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки. Это эффективный способ донести информацию до родителей. Вся документация  в родительском уголке доступна для родителей.

Проводились  индивидуальные  беседы  и  консультаций   по  темам: «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,  «Роль  семьи  в  развитии  поисково-исследовательской  активности  ребенка».

     Совместно  с  родителями  создали  центр  экспериментирования,  центр  воды  и  песка,  что  позволило  повысить  интерес  детей  к  экспериментальной  активной  деятельности  детей. Центры  оснащены  всеми  необходимыми  инструментами  для  исследовательской  деятельности.

     Организовали  «Школу  волшебников»  где  совместно  с  родителями  проводили   интересные  и  сложные  опыты,  такие  как  «Извержение  вулкана»,  «Как  вырастить  в  домашних  условиях  искусственные  кристаллы»,  «Что  происходит  в  желудке,  когда  пьем  кока-колу»,  наблюдали  за  ростом  растений,  выдвигали  и  доказывали  свои  гипотезы,  например:  «Можно  ли  вырастить  кедр  в  домашних  условиях»  и  многое  другое.  

      Немаловажное значение  в работе с семьёй имеет и такое направление, как  видение достижений у детей, поэтому все работы   ребята  выставляют  сами  в  отведенном  для  них  месте и  родители  могут  посмотреть,   оценить творческие  способности  своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в дошкольном  учреждении  и  за  его  пределами. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учим родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетическому развитию.

    Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

                       «Самое  лучшее  открытие – то,  которое  ребенок  делает  сам!»

Ральф  У. Эмерсон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему Экспериментирование в детском саду

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт е...

Статья на тему: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности".

В статье рассмотрены вопросы развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Автором определены пути и условия развития познавательной активности...

Статья на тему: «Экспериментирование в детском саду»

В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспери...

Статья "Простое процессуальное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте."

Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте. Особенности детского экспериментирования, Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками....

Статья на тему "Экспериментирование как метод познания мира в младшем дошкольном возрасте"

Экспериментальная деятельность способствует развитию наблюдательности, развитию речи и обогащению словаря ребёнка....

СТАТЬЯ : «РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕМ»

Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, слушает, наблюдает&hell...

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"...