Статья. Семья и экспериментирование.
статья
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._semya_i_eksperimentirovanie.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию познавательно- исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Взаимоотношения сотрудников детского учреждения и родителей на современном этапе одна из самых важных проблем. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Всё воспитание и обучение детей строим в личностно-ориентированной модели. Для нас главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаем все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в дошкольном учреждении, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, нами была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
2. Создать атмосферу общности интересов;
3. Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуя с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Необходимо расспросить о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка. Поэтому свои отношения с родителями строим на основе сотрудничества и взаимного уважения. Для заинтересованности
родителей и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс используем различные формы и методы взаимодействия с родителями:
проводили анкетирование на тему: «Экспериментируете ли вы дома с ребенком?».
Анкетирование позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, а также выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный
материал: памятки, брошюры. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно –информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки. Это эффективный способ донести информацию до родителей. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей.
Проводились индивидуальные беседы и консультаций по темам: «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
Совместно с родителями создали центр экспериментирования, центр воды и песка, что позволило повысить интерес детей к экспериментальной активной деятельности детей. Центры оснащены всеми необходимыми инструментами для исследовательской деятельности.
Организовали «Школу волшебников» где совместно с родителями проводили интересные и сложные опыты, такие как «Извержение вулкана», «Как вырастить в домашних условиях искусственные кристаллы», «Что происходит в желудке, когда пьем кока-колу», наблюдали за ростом растений, выдвигали и доказывали свои гипотезы, например: «Можно ли вырастить кедр в домашних условиях» и многое другое.
Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы ребята выставляют сами в отведенном для них месте и родители могут посмотреть, оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в дошкольном учреждении и за его пределами. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учим родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетическому развитию.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему Экспериментирование в детском саду
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт е...
Статья на тему: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности".
В статье рассмотрены вопросы развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Автором определены пути и условия развития познавательной активности...
Статья на тему: «Экспериментирование в детском саду»
В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспери...
Статья "Простое процессуальное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте."
Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте. Особенности детского экспериментирования, Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками....
Статья на тему "Экспериментирование как метод познания мира в младшем дошкольном возрасте"
Экспериментальная деятельность способствует развитию наблюдательности, развитию речи и обогащению словаря ребёнка....
СТАТЬЯ : «РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕМ»
Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, слушает, наблюдает&hell...
Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"
Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"...