статья на тему Экспериментирование в детском саду
статья (подготовительная группа) на тему

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах: 1) самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, 2) непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем; 3) совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. 

Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В уголке имеются:

•Различные приборы:  увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена;

• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик

•Медицинские материалы: пипетки, шприцы, вата, бинт;

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, я делаю вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

 

image

 

image

 

image

image

 

image

 

image

image

image

 

image

 

 

 

image

image

 

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Презентация "Семинар для педагогов на тему экспериментирования в детском саду"

Данная презентация поможет педагогам дошкольного образования осуществлять экспериментальную деятельность с детьми....

Статья на тему: «Экспериментирование в детском саду»

В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспери...

Педсовет по теме: "Экспериментирование в детском саду" в виде квеста. Практическая часть "Сказка о Садовницах и Потерянном опыте"

Всё новое – это хорошо забытое старое. Вот и новомодная и загадочная игра, как квест – это игра с заданиями, спрятанными в местах, которые нужно найти с помощью подсказок, типа «В по...