Рекомендации к созданию игровой среды.
консультация (младшая группа)
Рекомендации родителям как создать игровую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.docx | 207.77 КБ |
Предварительный просмотр:
консультация
Игрушки для детей первого полугодия жизни
Важная задача познавательного развития в первом полугодии – научить ребенка сосредотачиваться, концентрироваться на звуковых или зрительных раздражителях. Для выполнения этой задачи ребенку, который еще не умеет манипулировать предметами, нужны следующие игрушки: музыкальная карусель на кроватку; колокольчики, бубенчики, погремушки; светящиеся или зеркальные игрушки. С 2 – 3 мес. Их можно вкладывать в ручку ребенку. Для этой цели подходят легкие и удобные для захватывания погремушки. В возрасте около 3 мес. Ребенку можно предложить еще одну игрушку – бубенчик или колокольчик, который с помощью специальной манжеты крепится на ручку, к ней можно привязать воздушный шарик, наполненный легким газом.
Когда у ребенка появляется слухозрительное сосредоточение, его знакомят с куклой как первым прообразом лица человека. Кукла должна быть достаточно большой (40—50 см), с четко прорисованным и выразительным лицом. Успехом у малышей пользуются куклы: большая неваляшка, кукла-голыш, тряпичные, фарфоровые в одежде, кукла Колобок с человеческим лицом. Кстати, этими игрушками с| удовольствием «на время» займется и старший брат или сестричка малыша.
Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года
В этот период ребенок учится брать предметы в ручку. Чтобы он «подстраивал» руку под форму предмета, ему необходимо предлагать различные игрушки – погремушки разной формы, колечки от пирамидки, мятую бумагу, резиновые игрушки-пищалки; мячики, шарики, неваляшку, машинки; платочки и тряпочки (для игры в прятки с игрушками, чтобы ребенок мог прятать себя, заворачивать игрушки). Для обогащения сенсорного опыта требуются игрушки, разные на ощупь, звучащие по-разному – наполненные крупой, камешками, монетками, песком коробочки, мешочки, кусочки различных тканей и меха. Кроме разнообразия сенсорных ощущений, игрушки должны формировать у детей опыт предметно-манипулятивной деятельности. Поэтому нужны игрушки, требующие простых, но разнообразных действий – вращать шарик, вкладывать и выкладывать, перемещать, нажимать, развивающие коврики; игрушки, где деталь нужно провести по лабиринту, с пуговками, застежками, кармашками, музыкальные. С этой же целью можно предложить ребенку игрушки, привязанные на ленточку или веревочку. Так будет устанавливаться связь: потянул за ленточку – появилась игрушка. Также с удовольствием ребенок будет заниматься с пультом от телевизора.
Для физического развития: обручи; спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка); скамеечки для ходьбы; коврики с разной поверхностью.
Игрушки для купания.
Игрушки для развития предметных действий: совочки, лопаточки для копания, ложечки и тарелочки для кормления кукол, молоточки и колышки для забивания, удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания мелких игрушек из тазика с водой.
Для познавательного развития также можно использовать следующие предметы и игрушки: пирамидки, вкладыши, «коробки форм», матрешки, простые кубики;
картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т.д.);
сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т.д.);
наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.
С этой целью должны быть у ребенка и самые разные машинки: крупные грузовики, куда можно что-то нагружать; машинки на веревочке; машинка, на которой ребенок может сидеть и ехать, перебирая ногами.
Игрушки для детей третьего года жизни
Достаточно, если у ребенка будут 2—3 разные куклы: тряпичные (высота до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); маленькие «пупсики» в разных позах.
Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); коляска, мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов. Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Крупногабаритные, условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др.
Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Атрибут для разыгрывания сюжетов с ними.
Динамические игрушки и различные машинки, разноцветные паровозики. Эти игрушки очень удобно использовать для оживления дидактических игр.
Матрешки, пирамидки, кубики и простейшие конструкторы деревянный и пластмассовый), коробочки форм и вкладыши, коврики-трансформеры.
Игрушки-забавы (заводные и народные игрушки-дергунчики) музыкальные (образные игрушки со звучащими кнопками, метал- фон, дудочка, бубен, пианино, барабан и др.).Игрушки-орудия (совочки, лопаточки, молоточки, грабли и т.д.), «размерные руке ребенка, черпачки, сачки и формочки для игр с веском и водой, снегом, мячи.
В этом возрасте игрушки часто используются родителями в целях поощрения поведения ребенка или его наказания. Б. Адлер рекомендует при этом следующее:
если игрушка используется как средство поощрения
если игрушка используется как средство наказания
Такие игрушки сегодня – одна из самых «модных тем» для общения молодых родителей в Интернете. В поисковых системах можно найти этому множество примеров. Остановимся на некоторых из них.
Игрушки для детей 3—4 лет
- несколько маленьких куколок, составляющих семью.
- мягкая кукла 25—30 см в пришивной одежде.
- пластмассовый пупс 20—25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.).
- кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол.
- наборы мебели и посуды для кукол. Игрушки-орудия и бытовая техника (холодильник, телевизор, фен и т.д.). Съемные панно с графически изображенными на них уголками кухни и т.д.
- разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.
- мягкие звери — мишки, зайчики, собачки (2—3). Игрушки, изображающие животных и их детенышей.
- небольшие пластмассовые звери — дикие и домашние, соразмерные между собой.
- конструкторы деревянный и блочный.
- игрушки-орудия (молоток, клещи, плоскогубцы) из металла, пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка.
- несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов), строительная техника.
- наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин.
- всякие предметы-заместители: от природного материала (шишки, шстья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. Эти игрушки многие родители недооценивают, но в нашей Родительской академии эта тема — одна из самых интересных для мам и пап. Вот что пишет по этому поводу Наталья Львова:
- предметные картинки с изображениями животных, деревьев, посуды, мебели и пр.
- различные объемные и плоские вкладыши (4—5-составная матрешка, бочонки, цилиндры и т.д.), пазлы, кубики с предметными и сюжетными картинками (4—6 кубиков в коробке), мозаика.
- игрушки-забавы — игрушки-дергунчики, имитирующие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).
- народные игрушки: мастеров Дымково, Филимоново, белорусские народные игрушки.
- музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка и др.
- потолочные, моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли среднего размера, кольцебросы.
- наборы для игры с песком и водой.
Заканчивая данный обзор, хотелось бы добавить, что ребенок должен не просто иметь игрушки, а уметь с ними играть. Такие игровые действия могут:
носить характер манипуляции (специфические — направлены на выявление свойства предмета: двигает машину назад и вперед, рассматривает колеса; неспецифические — постукивание, покусывание, бросание: колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);
быть процессуальными (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);
сюжетными (действия, связанные между собой логикой сюжета).
Ребенок учится использовать данные действия только в процессе общения со взрослым, поэтому родители должны научиться им прежде, чем показывать их малышу.
Игрушки для детей 4 – 5 лет
- одна-две куклы (мальчик/девочка) 30—40 см с сезонной одеждой, кровать и коляска с бельем, посуда, качели и коляски, санки.
- фигурки людей, изображающие литературных персонажей, отражающие возрастную, половую и национальную принадлежность, среднего размера.
- прочный кукольный дом с куколками 8—15 см, мебелью и посудой, игрушками-орудиями и бытовой техникой.
- ролевые наборы: «Доктор», «Парикмахер», «Магазин», «Кафе». Для игры с ними — предметы-заместители природного происхождения (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки).
- муляжи фруктов и овощей.
- две-три большие машины, самолет, вертолет и ракеты, пароход, катер и лодка, строительная техника (экскаватор, бульдозер, подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», поезд с открытыми ватками, полуобъемные игрушки для хранения игровых атрибутов (машина «скорая помощь» и т.п.).
- маленькие фигурки домашних и диких животных и их детенышей.
- разнообразные игровые наборы с правилами: «Сравни и подбери», «Подбери по форме», «Логический поезд», лото «Транспорт», «Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др. Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб».
- конструктор блочный типа «Архитектор». Строительный материал крупного и мелкого размера. Технические конструкторы. Тематические конструкторы («Транспорт», «Животный мир» и др.) и заготовки полуфабрикатов для создания игрушек-самоделок.
- игрушки для настольного, стендового и напольного (простейшие куклы-марионетки) театра, театра на ширме (куклы-пальчики (бибабо), варежки, ложки и т.д.). Разнообразные маски и полумаски; 1—2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства, лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности, подушки мягкие и диванные, прочные деревянные столы и скамейки, корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.
Игрушки для детей 5— 6 лет
В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры (4—5 лет) необходимы:
- наборы мелких фигурок моряков и солдат разных видов войск;
- наборы кукольной мебели (спальня, столовая, кухня, гостиная) мелкого и среднего размера, предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, щетки, наборы для штопки и др.);
- комплекты одежды и обуви (сезонной, профессиональной, праздничной), комплект белья для куклы-младенца;
- в приборы, инструменты, шаблоны, отображающие разные профессии (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь, лекала и др.), предметы одежды отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы и др.);
- разнообразные инерционные игрушки (транспорт, набор «Железная дорога», селькохозяйственная и военная техника), светофор, набор дорожных знаков;
- настольные игры (мозаика, шашки, шахматы, разнообразные игровые наборы с правилами — «Четвертый лишний», «Парочки», «Разложи по порядку», домино «Океан», «Транспорт», «Геометрические фигуры»; лото «Кто где живет», «Зоологическое», «Ботаническое»; игры с кубиками и фишками, развивающие игры — «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб» и др.), цельнофигурныепазлы;
- строительный материал мелкого, среднего и крупного размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Город будущего», «Архитектор» и др.), тканевые и кожаные мягкие конструкторы, металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы, водяной конструктор, трафареты и схемы для конструирования, материалы для создания игрушек-самоделок;
- музыкальные игрушки: музыкальные книжки, открытки и лесенки, образные игрушки из нескольких персонажей, озвученных разными по высоте звуками; клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты;
- игрушки-забавы: летающие колпачки, бильбоке, заводные игрушки, футбол и хоккей, наборы фокусов. Для старших дошкольников такие игрушки могут быть не только готовыми, но и сбор-но-разборными, причем конструкция и принцип их действия должны быть доступны пониманию ребенка;
- театральные игрушки: наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра; фланелеграф или магнитная доска, наборы плоскостных фигурок и декораций из бумаги на ворсовой основе или соответственно на безопасном магните;
- празднично-карнавальные игрушки: атрибуты костюмов и маски, игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов);
- народные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская, белорусская;
- пластилин, мелки, краски; бумага цветная разных видов, ножницы, клей-карандаш;
- мягкие мячи для помещения, колодки, бильбоке, кольцеброс; для улицы — самокат, велосипед, мячи, скакалка, летающие тарелки, серсо, кегли и городки, ракетки и воланчики, совки и другие принадлежности для песка.
консультация
К новым явлениям в игровой субкультуре старших дошкольников многие воспитатели и родители оказались неподготовленными. Наряду с традиционными игровыми сюжетами активно возникают новые, основанные на отражении впечатлений от современных фильмов, рекламы, мультфильмов. При этом многие взрослые, родители и педагоги, не поддерживая новых игровых сюжетов, прибегают к прямому их запрету. Такая позиция не может быть названа эффективной, так как игнорирует новые виды социальной ориентации и потребность ребенка отразить их в содержании ш р с антиигрушками: монстрами, суперменами и бионик-«вуменами», куклами Братц и др.
Дети тайком все равно играют с ними, потому что такие игры уже стали частью детского игрового сообщества. Однако, наблюдая за тем, как, увлекшись игрой с антиигрушкой, ребенок все чаще отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью, взрослый чувствует свою педагогическую беспомощность и опасность того, что происходит: опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Понимая это, можно:
— не запрещатьиграть с такими игрушками, а «отсеивать»мультипликационные фильмы, в которых они участвуют как герои;
— если ребенок уже увлекся образом антигероя, можно самим придумывать волшебные истории и рисовать мультипликационные фильмы, используя приемы комментированного рисования, в которых герой-антиигрушка «подан» как участник социальных взаимоотношений, обнаруживающий свою негативную суть или свои недостатки (например, «сильный, а знает очень мало и боится в этом признаться» и т.д.);
— создавать игровые ситуации с участием антиигрушек, давая ребенку возможность сделать «моральный выбор» не в пользу игрушки самостоятельно.
памятка
Умения и навыки уборки игрушек — это не только привычка, проявление такого качества характера, как аккуратность и умение организовать себя.
Несколько советом родителям по научению детей:
• будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;
• убирайте игрушки вместе с малышом;
• убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте смысл происходящего;
• формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, приказывайте;
• используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках игрушек;
• учитывайте возраст и возможности ребенка;
• придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной малыша;
• сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
мастер-класс
Плот
Материал: Пустые пластиковые бутылки с закрученными крышками, уложенные параллельно друг другу и скрепленные скотчем. Сверху надевается тканевый чехол, максимально обхватывающий «плот». По периметру чехла пришиты ручки.
Использование: Для плавания в бассейне, поддержки ребенка на поверхности воды.
Развитие: Преодоление страха перед водой, координация движений.
Лягушка-волокушка
Материал:Ткань, поролон для набивки, веревка.
Использование:Для развития двигательных умений.
Развитие:Равновесие, ловкость, выносливость.
Мягкое бревно
Материал:Кусочки ткани, поролон, клеенка (дерматин), плотная ткань для обшивки.
Использование:Для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания.
Развитие: Ловкость, равновесие, укрепление мышц ноги и стопы, уверенность в себе.
Лыжное трио
Материал: Деревянные доски с тремя лыжными креплениями (плотной эластичной лентой).
Использование: Для спортивных игр, эстафет.
Серсо
Материал: бутылка, шнур (приблизительно 50 см), пробки от бутылки или «киндер-сюрприз».
Использование: Для попадания в цель.
Развитие: Ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
Ветерок в бутылке
Материал: В пластиковой бутылке проделываютсядырочки. Внутрь насыпают мелко нарезанную цветную бумагу, фольгу конфетти, пенопласт. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка.
Использование:Для дыхательных упражнений (ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку).
Развитие:Органы дыхания.
Бегунок
Материал:4 ручки, 2 шнура (длина 3 м), «бегунок» с отверстием внутри для нитей (можно использовать пластиковую бутылку объемом 1 л).
Использование:Для различных соревновательных игр.
Развитие:Мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, глазомер, координация движений, ловкость.
Липкий мячик
Материал: Кухонные варежки-прихватки, «липучка».
Использование: Для игры в теннис.
Развитие: Координация движений, дальность броска, глазомер, ловкость, умение играть в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание игровой среды для развития воображения детей
Сообщение из опыта работы....
Создание игровой среды для развития воображения детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад №95 «Балкыш». Сообщение из опыта работы:«Создание игровой среды для разв...
"Рекомендации по созданию развивающей среды для исследований"
Лаборатория создается для развития у детей познавательных способностей, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения....
"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)
Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях
Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребе...
Рекомендации родителям по созданию игровой среды в семье
Игры развивают познавательные способности ребенка – память, внимание, , восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, развивать творческие способности детей, формируют эмо...
Программа для работы педагогов с родителями по созданию игровой среды дома и формированию игровой музыкальной культуры детей
Программа содержит рекомендации родителям по созданию игровой среды ...