"Рекомендации по созданию развивающей среды для исследований"
консультация на тему

Скляр Елена Валерьевна

Лаборатория создается для развития у детей познавательных способностей, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию развивающей среды для исследований

Лаборатория

Лаборатория создается для развития у детей познавательных способностей, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, некоторая литература формируют у детей представление об учёных как о полусумасшедших гениях, которые занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Поэтому с детства важно формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии учёного (независимо от того, станут ли они сами учёными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

 Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении или в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Лаборатория в отдельном помещении наиболее удобна для проведения как организованных, так и самостоятельных исследований. Для неё может быть выделена даже небольшая комната. Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам – быстро приводить в порядок столы, оборудование. В некоторых дошкольных учреждениях для лаборатории выделяется часть экологической комнаты или коридора.

Мини-лаборатория в группе. Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить всё, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу, а оператор – через телескоп, и насколько точны песочные часы. К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Приходить в большую лабораторию детям нравится, но еще лучше, когда можно провести исследования тогда, когда хочется, а не по расписанию. Это можно сделать прямо в группе, в мини-лаборатории. Поставьте в помещении небольшой столик, придумайте с ребятами эмблему и приготовьте самое простое оборудование и материалы. Оборудование и материалы нужно время от времени менять, что-то убирать, что-то добавлять. Для самостоятельных исследований можно разработать различные схемы проведения опытов. Помогают детям в исследовательской деятельности и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.

Лаборатория на территории детского сада может быть оформлена по-разному. Главное, чтобы в ней был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, и вода. В разных ёмкостях (это могут быть и старые протекторы автомобилей, ванночки) находится материал для исследований: песок разного цвета, состоящий из зёрен разного размера, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование (лупы, дождемер и т.п.), и скамейки для ребят.  При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лабораторию помещают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, ящик ощущений и т.п.

Оформление лаборатории

Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

Оборудование для исследований

Бросовые, в частности упаковочные материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки), плоские емкости из-под кондитерских изделий, разнообразные баночки, коробки из-под конфет для коллекций; прозрачные ёмкости для песка, глины; небольшие подносы или клеёнчатые салфетки, на которых размещаются оборудование и материалы для опытов; песочные часы; весы; лопаты, совочки, палочки; вертушки, зеркальца, компасы.

К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании. Лучше всего подходят специальные  детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Воспитатель заранее готовит комплект оборудования и материалов на каждого ребенка и размещает его на индивидуальном небольшом подносе или кленке.

Детям очень нравится начинать исследования с ящика ощущений. Сделать его несложно. Возьмите коробку из-под обуви или любой другой картонный (деревянный) ящик, крышка которого легко открывается, таким образом вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками с изображениями воздушных шаров, птиц, насекомых и других предметов, связанных с темами блока. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы. Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такое упражнение на сенсорику можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

В лаборатории удобно хранить природные и искусственные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: камни естественные (например, мрамор, гранит, каменный уголь, известняк, мел, кремень) и искусственные (например, кусочки черепицы, кирпича, асфальта, бетона, стекла, керамзит); образцы песка и глины; магниты большие и маленькие; плоды и семена растений, перья, крупы и т.п. (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Специфика проведения занятий в лаборатории

Во время проведения опытов дошкольники надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишется фамилия и имя ребёнка, например: «Ученый Иконников Вадим». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик). Очень важно, чтобы опыты послужили толчком к размышлению. Поэтому взрослый не дает сразу готовый ответ, а предлагает подумать и порассуждать. Ведь гораздо интереснее проверить свои предположения самому во время опытов. Как правило, перед проведением опыта дети высказывают свои предположения, что произойдет, если… (если опустим кусочек льда в воду, если подуем на воду через трубочку и т.п.) Педагог не исправляет и не комментирует ответы, а предлагает проверить свои гипотезы в процессе эксперимента. В заключение дети подводят итог: чьё предположение оказалось правильным.

Сотрудничество с родителями

1.           Воспитатели могут обсудить с семьями возможности создания домашней лаборатории и содержание домашних исследований. Перед летним периодом можно показать фрагменты видеофильма, посвященные исследованиям на природе и дать родителям соответствующие рекомендации по изучению природы во время отдыха.

  1. Объявляется конкурс среди семей на лучший проект лаборатории детского сада (для всего детского сада, для группы или домашней лаборатории). Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад.
  2. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).
  3. Коллектив ДОУ создает лаборатории с учётом идей семейных проектов (с участием детей и родителей).
  4. Объявляется конкурс на лучшую домашнюю лабораторию. Родители приносят фотографии домашних лабораторий, детские рисунки и т.п.
  5. Объявляется конкурс на самое интересное летнее исследование на природе (на даче, в лесу, парке и т.п.)
  6. Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.
  7. Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований.
  8. Среди детей и родителей организуется конкурс на создание эмблемы и названия лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по созданию развивающей среды в группах

Даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды, раскрываются принципы создания развивающей спеды, функции для каждой возрастной группы....

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...

Патриотическое воспитание дошкольников. Рекомендации по созданию развивающей среды.

Рекомендации помогут воспитателям создать развивающую предметно-пространственную среду по патриотическому воспитанию дошкольников....

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе

Эти рекомендации по созданию уголков в группе...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды ДОУ, при изучении ПДД.

Осознанное отношение ребенка к своему здоровью и жизни активно формируется в период его социализации, следовательно роль ДОУ  в формировании у детей безопасного образа жизни трудно переоценить.Пр...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды совместно с родителями воспитанников.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Чтобы достичь качественного показателя содержательно-насыщен...