Дидактические игры по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
консультация (младшая группа)

Чапарина Ольга Александровна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине. Успешность умственного, физического здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Представленный мной материал поможет повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей 2-3 лет. В своей работе я хочу познакомить родителей и начинающих педагогов с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 116 "

Дидактические игры по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Выполнила:

 воспитатель  высшей  квалификационной

   категории  МБДОУ "Детский сад №116"                                

Чапарина О.А.

                                             г. Дзержинск

                                                 2022

                                   

                                 

Цель: заинтересовать родителей в осуществлении целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитием мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,

В. А. Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сегодня я хочу  поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию малышей 2-3 лет. Познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно
и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях.
Уважаемые родители, я хочу  предложить Вам очень простые, но в тоже
время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете
организовать с детьми дома. Игры развивают не только сенсорные
способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие
и развитие мелкой моторики неразрывно связаны друг с другом. А самое
главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

Игры с крупами «Найди игрушку».
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные
ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь
очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими
частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот,
поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль
и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,
приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад»(маленькая игрушка, шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел? Какого цвета?  Какой формы? На что похоже? и т.д.

Игра «Бусы для мамы».

 Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или нанизывать поочередно макароны нескольких цветов.

http://prezentaciy.ucoz.ru/DSC00209.jpg

Игра «Мозаика из бросового материала».

В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету,форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как
ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков.

http://styldoma.ru/wp-content/uploads/2013/09/Izdeliya-iz-pugovits-podstavka-pod-schashku.jpg

«Игры с прищепками»

Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия. Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему
прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?
– Круглое!  А какого оно цвета? – Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету. ( Иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).

Сегодня мы  познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете заняться  с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.
Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

C:\Users\User\Downloads\DSC00866.JPG

C:\Users\User\Downloads\DSC00863.JPG





Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 116 "

Дидактические игры по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Выполнила:

 воспитатель  высшей  квалификационной

   категории  МБДОУ "Детский сад №116"                                

Чапарина О.А.

                                             г. Дзержинск

                                                 2022

                                   

                                 

Цель: заинтересовать родителей в осуществлении целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитием мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,

В. А. Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сегодня я хочу  поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию малышей 2-3 лет. Познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно
и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях.
Уважаемые родители, я хочу  предложить Вам очень простые, но в тоже
время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете
организовать с детьми дома. Игры развивают не только сенсорные
способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие
и развитие мелкой моторики неразрывно связаны друг с другом. А самое
главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

Игры с крупами «Найди игрушку».
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные
ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь
очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими
частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот,
поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль
и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,
приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад»(маленькая игрушка, шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел? Какого цвета?  Какой формы? На что похоже? и т.д.

Игра «Бусы для мамы».

 Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или нанизывать поочередно макароны нескольких цветов.

http://prezentaciy.ucoz.ru/DSC00209.jpg

Игра «Мозаика из бросового материала».

В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету,форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как
ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков.

http://styldoma.ru/wp-content/uploads/2013/09/Izdeliya-iz-pugovits-podstavka-pod-schashku.jpg

«Игры с прищепками»

Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия. Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему
прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?
– Круглое!  А какого оно цвета? – Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету. ( Иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).

Сегодня мы  познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете заняться  с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.
Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

C:\Users\User\Downloads\DSC00866.JPG

C:\Users\User\Downloads\DSC00863.JPG




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Пособие  по сенсорному развитию детей раннего возраста сделанное своими руками....

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию нестандартные дидактические игры для развития мелкой мотоки детей дошкольного возраста.                   ...

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет...

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...