«Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дьяченко Галина Станиславовна

Опыт работы с родителями по организации образовательной деятельности через современную детскую литературу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semei_cherez_knigu.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух»

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка мы поставили цель – максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

В 2021г. нашему детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки – педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОУ».

Именно поэтому тема нашего сегодняшнего выступления «Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух».

В своей экспериментальной деятельности мы используем как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы по привлечению родителей к образовательной деятельности детей.

Информационно – аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные 

Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности

Совместная творческая деятельность с детьми

Досуговые

На базе ДОУ создана библиотека для детей и родителей, где собран фонд не только современной детской литературы, но и фонд популярной для родителей педагогической, психологической литературы, журналов «Для вас родители», которые они могут взять на дом на определенное время.

Библиотека постоянно пополняется, на стендах ежемесячно обновляется информация с анонсами новинок детской художественно литературы.

Обучение детей в любом возрасте носит непростой и подчас новаторско-предприимчивый характер. С дошкольниками особенно следует проявлять фантазию, так как у них еще не сформирована речь, а также необходимо развивать логику, сенсорику и банальный интерес к новым знаниям. Как сделать это с помощью современной детской литературы? Об этом мы рассказываем родителям на семинарах «Как читать книги?», делимся с ними практическим опытом работы на различных мастер-классах.

Одной из самых эффективных форм работы с семьёй мы считаем непосредственную работу с самой книгой. Для этого мы используем разные книжные жанры. На наш взгляд наиболее удачным в этом случае является книга с необычным названием «Виммельбух».

Почему мы предлагаем родителям именно эту книгу? Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки или книжки-находилки. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой̆ картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Это книга, с которой дети играют, черпая из неё знания в доступной, порой веселой и невероятно захватывающей их интерес форме.

Своей особенностью «Виммельбух" позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, взрослые создают условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживают его инициативу. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством родителей, становится исследователем и первооткрывателем.

На первом этапе мы знакомим родителей с так называемым «путеводителем» по организации работы с виммельбухом. Он весьма универсален, адаптивен и его можно использовать в том контексте, который представляется оптимальным.

Затем рекомендуем к использованию различные методы и приёмы, как классические, например, рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и загадки, описание по плану или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину», так и нетрадиционные.

К примеру, есть Виммельбухи – Искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке. Такие задания дети любят выполнять на время.
Усложненная форма этой игры – набор карточек с отсканированными героями книги и карточки со схемами для составления предложений с предлогами о пространственном положении предметов (персонажей). Нужно отыскать предмет (персонаж) на картинке, и составить предложение ориентируясь на схему.

Наиболее полюбившимся для наших родителей является приём «Окошки – Искалочки». Он больше подходит для старшего дошкольного возраста. Это листы бумаги или ткани по размеру разворота страницы с вырезанными в них окошками. С помощью таких окошек можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на странице, с целью его рассматривания, изучения не отвлекаясь.

Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего события и т.п.

А если наложить друг на друга несколько «Окошек-Искалочек», в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру – «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, увеличивая площадь изображения.

Упрощёнными вариантами данного приёма являются способы «Лупа» и «Фотоаппарат» - для поиска и рассматривания.

В ходе рассматривания детям задаются вопросы в зависимости от поставленных целей: Кто изображен на рисунке? Почему вы так решили? Кто этот человек? Как связаны люди в «окошках» между собой? Про что может быть эта книга? Где происходит действие книги? Как вы догадались, что это …? Кто главные герои этой книги? Какие события происходят в книге?

Затем, убрав листы бумаги, рассматриваются все развороты книги в целом:

- находим уже знакомые персонажи и предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

- составляем истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

-обсуждаем незнакомые предметы и понятия;

-определяем сюжетную линию;

- сравниваем изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка и исходя из его личного опыта.

Развороты содержат столько мельчайших деталей, что по ним можно придумать невероятное количество историй, разыграть сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.

В рамках круглых столов родители делятся результатами своей деятельности. Ими отмечено, что применение технологии работы с современной детской литературой, в частности с книгами-виммельбухами, имеет положительный опыт. Дети чаще самостоятельно обращаются к книгам в поисках новых сюжетов. Формируется отношение к книге как к способу познания мира, человеческих эмоций, взаимосвязей. Родители отмечают положительную динамику в развитии фантазии детей, их мыслительных процессов, аналитических функций. Дети стремятся рассуждать, устанавливать логические, причинно-следственные связи.

Завершить сегодняшнее выступление я бы хотела стихотворением одного неизвестного интернет-автора:

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.

Смотрю телевизор, и всё мне понятно.

Другие придумали – мне показать.

Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: – Ты видишь чужое.

Занятие это, считаю пустое.

А с книгой полезнее время твоё:

Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,

Художник, артист, музыкант, каскадёр…

Когда интересную книгу читаешь,

С писателем вместе свой мир сочиняешь!

Сказала когда-то мне мама сама,

Что книги читать – это пища ума.

Твой ум развивается воображеньем,

И чтение – лучшее в мире ученье!

Спасибо за внимание. Ваши преданные читатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"

Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией»      Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...

Эссе: «Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду?»

В данном эссе я излагаю свои мысли о том, чем семья может помочь воспитателю и своему ребенку, который посещает детский сад....

Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...

ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Принцип единства целей образовательного процесса, принцип систематичности, принцип плановости, принцип индвидуальности, принцип современности – это основные принципы деятельности по взаимодейств...