«Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Опыт работы с родителями по организации образовательной деятельности через современную детскую литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semei_cherez_knigu.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух»
ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка мы поставили цель – максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
В 2021г. нашему детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки – педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОУ».
Именно поэтому тема нашего сегодняшнего выступления «Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух».
В своей экспериментальной деятельности мы используем как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы по привлечению родителей к образовательной деятельности детей.
Информационно – аналитические
Наглядно-информационные
Познавательные
Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности
Совместная творческая деятельность с детьми
Досуговые
На базе ДОУ создана библиотека для детей и родителей, где собран фонд не только современной детской литературы, но и фонд популярной для родителей педагогической, психологической литературы, журналов «Для вас родители», которые они могут взять на дом на определенное время.
Библиотека постоянно пополняется, на стендах ежемесячно обновляется информация с анонсами новинок детской художественно литературы.
Обучение детей в любом возрасте носит непростой и подчас новаторско-предприимчивый характер. С дошкольниками особенно следует проявлять фантазию, так как у них еще не сформирована речь, а также необходимо развивать логику, сенсорику и банальный интерес к новым знаниям. Как сделать это с помощью современной детской литературы? Об этом мы рассказываем родителям на семинарах «Как читать книги?», делимся с ними практическим опытом работы на различных мастер-классах.
Одной из самых эффективных форм работы с семьёй мы считаем непосредственную работу с самой книгой. Для этого мы используем разные книжные жанры. На наш взгляд наиболее удачным в этом случае является книга с необычным названием «Виммельбух».
Почему мы предлагаем родителям именно эту книгу? Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки или книжки-находилки. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой̆ картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Это книга, с которой дети играют, черпая из неё знания в доступной, порой веселой и невероятно захватывающей их интерес форме.
Своей особенностью «Виммельбух" позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, взрослые создают условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживают его инициативу. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством родителей, становится исследователем и первооткрывателем.
На первом этапе мы знакомим родителей с так называемым «путеводителем» по организации работы с виммельбухом. Он весьма универсален, адаптивен и его можно использовать в том контексте, который представляется оптимальным.
Затем рекомендуем к использованию различные методы и приёмы, как классические, например, рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и загадки, описание по плану или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину», так и нетрадиционные.
К примеру, есть Виммельбухи – Искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке. Такие задания дети любят выполнять на время.
Усложненная форма этой игры – набор карточек с отсканированными героями книги и карточки со схемами для составления предложений с предлогами о пространственном положении предметов (персонажей). Нужно отыскать предмет (персонаж) на картинке, и составить предложение ориентируясь на схему.
Наиболее полюбившимся для наших родителей является приём «Окошки – Искалочки». Он больше подходит для старшего дошкольного возраста. Это листы бумаги или ткани по размеру разворота страницы с вырезанными в них окошками. С помощью таких окошек можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на странице, с целью его рассматривания, изучения не отвлекаясь.
Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего события и т.п.
А если наложить друг на друга несколько «Окошек-Искалочек», в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру – «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, увеличивая площадь изображения.
Упрощёнными вариантами данного приёма являются способы «Лупа» и «Фотоаппарат» - для поиска и рассматривания.
В ходе рассматривания детям задаются вопросы в зависимости от поставленных целей: Кто изображен на рисунке? Почему вы так решили? Кто этот человек? Как связаны люди в «окошках» между собой? Про что может быть эта книга? Где происходит действие книги? Как вы догадались, что это …? Кто главные герои этой книги? Какие события происходят в книге?
Затем, убрав листы бумаги, рассматриваются все развороты книги в целом:
- находим уже знакомые персонажи и предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
- составляем истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
-обсуждаем незнакомые предметы и понятия;
-определяем сюжетную линию;
- сравниваем изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка и исходя из его личного опыта.
Развороты содержат столько мельчайших деталей, что по ним можно придумать невероятное количество историй, разыграть сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.
В рамках круглых столов родители делятся результатами своей деятельности. Ими отмечено, что применение технологии работы с современной детской литературой, в частности с книгами-виммельбухами, имеет положительный опыт. Дети чаще самостоятельно обращаются к книгам в поисках новых сюжетов. Формируется отношение к книге как к способу познания мира, человеческих эмоций, взаимосвязей. Родители отмечают положительную динамику в развитии фантазии детей, их мыслительных процессов, аналитических функций. Дети стремятся рассуждать, устанавливать логические, причинно-следственные связи.
Завершить сегодняшнее выступление я бы хотела стихотворением одного неизвестного интернет-автора:
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь!
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
Спасибо за внимание. Ваши преданные читатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"
Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...
Мастер-класс "Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность по экологическому воспитанию в детском саду».
создание лэпбука...
Статья "Развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с произведениями детской литературы"
Статья-размышление по проблемной теме....
Эссе: «Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду?»
В данном эссе я излагаю свои мысли о том, чем семья может помочь воспитателю и своему ребенку, который посещает детский сад....
Организованная образовательная деятельность по приобщению к искусству книжной графики на примере «Знакомства с творчеством И.Я. Билибина» в рамках интегрированного образовательного проекта «В гостях у сказки»
Иллюстрирование книжной обложки к сказке "о золотом петушке " по иллюстрациям Билибина...
Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...
ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принцип единства целей образовательного процесса, принцип систематичности, принцип плановости, принцип индвидуальности, принцип современности – это основные принципы деятельности по взаимодейств...