Сказкотерапия в современном образовании
статья

Голубева Елена Александровна

В психологической практике часто используется такой вербальный способ психологической коррекции в детском возрасте как метод историй, одним из вариантов которого является сказкотерапия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в современном образовании

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Значение сказки велико и, прежде всего, для ребенка дошкольного возраста. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которые открываются для педагогов и

психологов не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Детская современная литература, которая стремиться вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.

Восприятие сказки дошкольниками становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей детям свободно мечтать и фантазировать.

Сказка служит для ребенка посредником между внутренним миром и особой реальностью, которая раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает ребенка со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации происходит эмоциональное объединение ребенка с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов.

Ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Посредством сказочных образов ребенку предлагаются образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Отождествляя себя с положительным героем, дошкольник усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло.

Одна из популярных методик сказкотерапии, предложенна О.А. Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью. Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в комплексе.

Реализация направлений деятельности:

1 Активность. Удовлетворение потребности детей в эмоциональной разрядке; активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений; самовыражение в активном действии

2 Самостоятельность. Ориентировка в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов; поиск лучших способов самовыражения в речи и движении; обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве

3 Творчество. Словесное фантазирование по музыкальной композиции; подражание взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове; совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции

4 Эмоциональность. Децентрация (понимание эмоций других); замещение «неэффективного» стиля поведения на продуктивный; эмоциональное заражение образами сказки; адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове

5 Произвольность. Динамическое равновесие исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации; полноценное проживание состояний сказочных героев в проблемных ситуациях; понимание значений образных выражений; оценка собственных и чужих устных сообщений, и эмоциональных поступков

6 Связная речь. Творческие импровизации по сюжету; продолжение фраз взрослого; словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций; исполнение пантомимических этюдов, ритмизация сказочных образов.

Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника, такие как режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование по музыкальной композиции; а также пантомимические этюды, ритмические загадки и упражнения, музыкальные зарисовки. Она может быть одинаково полезна в работе и педагогу-психологу, и учителю-логопеду, и воспитателю детского сада.

Образование, развитие и коррекция в аспекте личностного развития детей, а также их саморазвития может быть эффективным лишь в том случае, если они будут ориентированы на возрастные ценности дошкольника. Самобытность детской жизни, ее неповторимость, особый взгляд на окружающий мир должны лежать в основе проектирования содержания обучения, развития и коррекции психического развития ребенка и личности в целом.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования сказкотерапия может рассматриваться как одна из форм психологической поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, как метод психологической коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Литература, рекомендуемая для изучения:

1. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию: вопросы общей части клинической психологии: Учеб.пособие- М: Изд-во Гуманит. Ун-та, 2004. – 188 с.

2. Кулаков, С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С. А. Кулаков. - СПб. : Речь, 2004. - 464 с

3. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. - М.: Классикс Стиль, 2007, с. 130.

4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007, с.7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка на основе фольклора и её использование в сказкотерапии с современными дошкольниками.

Сказкотерапия- является эффективным средством развития, преодоления эмоциональных трудностей и проблем современных дошкольников....

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает  ее позитивные стороны – уход от еди...

Современные технологии в современном образовании.

Проведение технологии утреннего сбора в ДОУ...

«Современным детям –современное образование»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...