"Понятие о логопедии "
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понятие о логопедии»
Термины и понятия логопедии
Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы. В состав периферического отдела речевого аппарата входят органы голосообразования, дыхания, артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные центры. Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Различают: моторная афазия (утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции); сенсорная афазия (утрата способности понимания речи).
Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Истерический мутизм – это внезапная и полная потеря голоса при невозможности реализации даже шепотной речи.
Афония – отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
Голосовые складки смыкаются не полностью.
Дисфония – частичное расстройство, нарушение голоса проявляющиеся в расстройствах основных акустических характеристик: высоты, силы и тембра.
Фонастения (слабый голос) – нарушения голоса выражающееся в быстрой утомляемости, прерывании, осечках. Неприятные субъективные ощущения. Является профессиональным заболеванием.
Патологическая мутация – нарушение акустической характеристики голоса.
Нарушение резонанса появляется в виде гипо (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки) и гиперназальности (ринолалия).
Нарушения высоты голоса монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Нарушения тембра голоса хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, «квакающий», писклявый, назалированный.
Нарушения силы голоса афония, слабый, иссякающий, слишком громкий.
Темп речи — это одно из выразительных средств устной речи, которое зависит от 2-х параметров: от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Брадилалия – это патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Баттаризм (парафазия) – это неправильное формирование фразы в следствии нарушения речевого внимания, темпа речи.
Полтерн (спотыкание) – это патологически ускоренная речь, прерывистость темпа несудорожного характера (запинки, спотыкание, необоснованные паузы).
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) речи.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия — это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, слов и замены перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
«Понятие о предложении. Понятие о слове.»
laquo;Понятие о предложении. Понятие о слове.»...
Современное понятие художественно-эстетического воспитания: понятия, особенности и критерии оценки в детском возрасте
Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном обще...
ТНР в логопедии: понятие и характеристика нарушения
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на ста...
«Формирование у детей дошкольного возраста понятия «семейные ценности» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, пло...