«Понятие о предложении. Понятие о слове.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
детского сада № 8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
« » 20 г.
Конспект НОД
На тему:
«Понятие о предложении. Понятие о слове.»
Старшая группа
Воспитатель: Черевашенко Евгения Васильевна
Категория: соответствие занимаемой должности
г. Ессентуки
2017 г.
Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;
Задачи:
- показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;
- тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
- упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении.
Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель: Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы - в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете похожих людей, предметы, явления в детском саду.
- учитель - ... (воспитатель)
- директор - ... (заведующая)
- класс - ...(группа)
- парты - ... (столы)
- урок - ... (занятие)
Воспитатель: Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?» (ответы детей)
Воспитатель делает вывод:
Воспитатель: Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
Воспитатель: У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала? (ответы детей)
Воспитатель: Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: Катя поливает цветы из .... Это предложение? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.
Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм.
Воспитатель делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.
Воспитатель: В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).
Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.
Воспитатель: Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? (ответы детей)
Воспитатель: Каким цветом раскрасим первый кружок? (ответы детей)
Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением,
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Воспитатель: Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине? (ответы детей)
Воспитатель: Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью? (ответы детей)
Воспитатель делает вывод: Небо, деревья, листья, качаются, Летят, разноцветный, нарядный - это слова.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
А. Шибаев
Воспитатель: Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу еще одно предложение. Посчитайте, сколько в нем слов: «Небо потемнело».
Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.
Воспитатель: Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.
Осень.
Небо потемнело.
Прочитайте схему предложения. (ответы детей)
Воспитатель: Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каж¬дое слово.
Составление предложения по схеме (с. 7).
Воспитатель: А вот еще картинки. Юпик не может понять, что это за линии под картинками. Объясните ему. (ответы детей)
Воспитатель: Составьте предложение по схеме.
Упражнение в согласовании слов в предложении. «Поправь Юпика».
Воспитатель: Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша, кукла, укладывать». Правильно он сказал? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите предложение правильно. (ответы детей)
Воспитатель делает вывод: Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.
Аналогичная работа проводится по второй картинке.
Итог занятия.
А в конце игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
Воспитатель: Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: «Слово». Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".
Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "Знакомство с термином "слово". Понятие о предложении"
Программное содержание: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать,...
Презентация " Понятие о предложении"
Понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложения в высказывании....
Конспект занятия по развитию речи Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.
Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлени...
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Тема. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П (П), буква П. Закрепление понятия «глухой» согласный звук.
Занятие: "Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П, буква П....