«Понятие о предложении. Понятие о слове.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Черевашенко Евгения Васильевна

«Понятие о предложении. Понятие о слове.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1_e.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю: заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                                С.Ю. Месикова

«        »                             20           г.

Конспект НОД

На тему:

«Понятие о предложении. Понятие о слове.»

Старшая группа

Воспитатель: Черевашенко Евгения Васильевна

Категория:  соответствие занимаемой должности

г. Ессентуки

2017 г.

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;

Задачи: 

  • показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;
  • тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
  • упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы - в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете похожих людей, предметы, явления в детском саду.

  • учитель     - ... (воспитатель)
  • директор  - ... (заведующая)
  • класс - ...(группа)
  • парты  - ... (столы)
  • урок -  ... (занятие)

Воспитатель: Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?» (ответы детей)

Воспитатель делает вывод:

Воспитатель: Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

Воспитатель: У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала? (ответы детей)

Воспитатель: Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: Катя поливает цветы из .... Это предложение? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм.

Воспитатель делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.

Воспитатель: В детском саду дети сами ухаживают за игрушками.  Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

Воспитатель: Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? (ответы детей)

Воспитатель: Каким цветом раскрасим первый кружок? (ответы детей)

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением,

 В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 

Воспитатель: Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине? (ответы детей)

Воспитатель: Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью? (ответы детей)

Воспитатель делает вывод: Небо, деревья, листья, качаются, Летят, разноцветный, нарядный  - это слова.

Всему название дано -

И зверю и предмету.        

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

А. Шибаев

Воспитатель: Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу еще одно предложение. Посчитайте, сколько в нем слов: «Небо потемнело».

Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

Воспитатель: Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

Осень.

Небо потемнело.

Прочитайте схему предложения. (ответы детей)

Воспитатель: Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каж¬дое слово.

Составление предложения по схеме (с. 7).

Воспитатель: А вот еще картинки. Юпик не может понять, что это за линии под картинками. Объясните ему. (ответы детей)

Воспитатель: Составьте предложение по схеме.

Упражнение в согласовании слов в предложении. «Поправь Юпика».

Воспитатель: Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша, кукла, укладывать». Правильно он сказал? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите предложение правильно. (ответы детей)

Воспитатель делает вывод: Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.

Аналогичная работа проводится по второй картинке.

Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

Воспитатель: Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: «Слово». Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "Знакомство с термином "слово". Понятие о предложении"

Программное содержание: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать,...

Презентация " Понятие о предложении"

Понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложения в высказывании....

Конспект занятия по развитию речи Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлени...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...