ТНР в логопедии: понятие и характеристика нарушения
консультация по логопедии

Абужарова Валентина Вячеславовна
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr_v_logopedii_ponyatie_i_harakteristika_narusheniya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТНР в логопедии: понятие и характеристика нарушения.

Термином ТНР в логопедии обозначаются стойкие специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте.

ТНР в логопедии расшифровывается как тяжелое нарушение речи и включает следующие логопедические заключения:

-Общее недоразвитие речи I-IV уровней речевого развития (ОНР I-IV ур. Р. Р.).

-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

-Полиморфная дислалия.

-Дизартрия (различные формы).

-Моторная и сенсорная алалии.

-Заикание (логоневроз).

-Ринолалия.

-Афазия.

Если исходить из общепринятой классификации речевых нарушений, то к группе ТНР принадлежат ОНР и ФФНР с полиморфным нарушением звукопроизношения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР.

С психологической точки зрения таким детям свойственна пассивность или наоборот, повышенная активность (гиперактивность), зависимость от окружающих, спонтанное поведение. Для них характерно:

-нарушение мыслительных процессов;

-интеллектуальное отставание от сверстников;

-трудности с письмом;

-тяжелое восприятие учебного материала;

-нарушенная моторика (неуклюжесть, импульсивность);

-замкнутость, стеснительность;

-отсутствие мотивации;

-неустойчивость интересов;

-раздражительность, агрессивность;

-трудности в налаживании отношений со сверстниками.

Кроме того, такие дети с большим трудом усваивают чтение и письмо, арифметику. Как следствие – плохая обучаемость в школе. Дети замкнуты, стесняются общаться со сверстниками. Их преследуют ситуации с недопониманием, из-за чего формируются комплексы и проблемы с социализацией в целом.

Обучение детей с тяжелым нарушением речи ведется по адаптированной образовательной программе (АООП) в специальном логопедическом саду или логопедической группе массового детского сада. С ними ежедневно занимается логопед и воспитатели, имеющие подготовку и опыт работы с воспитанниками с патологией речевой деятельности. Для детсадовцев с ТНР проводятся специальные игры, логоритмические упражнения и другие коррекционные занятия с психологом, дефектологом.

Коррекция дефекта проводится с учетом ведущей деятельности. У логопатов дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая является инструментом развития аналитико-синтетических процессов, общей и мелкой моторики, сенсорики и прососодики, усвоения языковых  закономерностей и формирования гармоничной личности ребенка.

Организация получения образования обучающимися с ТНР регламентирована ст. 79 ФЗ РФ 273 «Об образовании». Согласно закону общее образование детей с ОВЗ осуществляется в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Обучение может происходит совместно с другими учащимися или воспитанниками (при инклюзии: наполняемость класса не более 25 человек, из которых не более 5 детей с ТНР). В отдельных учреждениях коррекционного вида (класс для детей с ТНР не может превышать12 человек).

Дети с ТНР нуждаются в специализированных методах обучения и воспитания, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление нового материала и его поэтапное закрепление. Требуется время и дополнительные усилия для активизации учебных навыков, проведения предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы, образовательной лексической базы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Презентация.

В презентации даны общие характеристики нарушений звукопризношения....

Характеристика нарушений речи

В данной статье содержится информация об этиологии, патогенезе, формах, прогнозе течения таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислалия....

Лингвистическая характеристика нарушений речи

Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов....

Общая характеристика нарушений звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы правильно выстроить работу по коррекции нарушенных звуков, необходимо знат...

Клиническая характеристика нарушений речи

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга)и патологиче­ского (болезненн...

Понятие и характеристика театральных игр как художественной деятельности, их виды условия и значение в развитии речи дошкольников.

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологич...

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

По-моему, воспитывая ребёнка, одна из основных задач это развитие у него знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Формирование этих знаний начинается с чувственного ознакомления с явлениями окр...