ТНР в логопедии: понятие и характеристика нарушения
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tnr_v_logopedii_ponyatie_i_harakteristika_narusheniya.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТНР в логопедии: понятие и характеристика нарушения.
Термином ТНР в логопедии обозначаются стойкие специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте.
ТНР в логопедии расшифровывается как тяжелое нарушение речи и включает следующие логопедические заключения:
-Общее недоразвитие речи I-IV уровней речевого развития (ОНР I-IV ур. Р. Р.).
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
-Полиморфная дислалия.
-Дизартрия (различные формы).
-Моторная и сенсорная алалии.
-Заикание (логоневроз).
-Ринолалия.
-Афазия.
Если исходить из общепринятой классификации речевых нарушений, то к группе ТНР принадлежат ОНР и ФФНР с полиморфным нарушением звукопроизношения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР.
С психологической точки зрения таким детям свойственна пассивность или наоборот, повышенная активность (гиперактивность), зависимость от окружающих, спонтанное поведение. Для них характерно:
-нарушение мыслительных процессов;
-интеллектуальное отставание от сверстников;
-трудности с письмом;
-тяжелое восприятие учебного материала;
-нарушенная моторика (неуклюжесть, импульсивность);
-замкнутость, стеснительность;
-отсутствие мотивации;
-неустойчивость интересов;
-раздражительность, агрессивность;
-трудности в налаживании отношений со сверстниками.
Кроме того, такие дети с большим трудом усваивают чтение и письмо, арифметику. Как следствие – плохая обучаемость в школе. Дети замкнуты, стесняются общаться со сверстниками. Их преследуют ситуации с недопониманием, из-за чего формируются комплексы и проблемы с социализацией в целом.
Обучение детей с тяжелым нарушением речи ведется по адаптированной образовательной программе (АООП) в специальном логопедическом саду или логопедической группе массового детского сада. С ними ежедневно занимается логопед и воспитатели, имеющие подготовку и опыт работы с воспитанниками с патологией речевой деятельности. Для детсадовцев с ТНР проводятся специальные игры, логоритмические упражнения и другие коррекционные занятия с психологом, дефектологом.
Коррекция дефекта проводится с учетом ведущей деятельности. У логопатов дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая является инструментом развития аналитико-синтетических процессов, общей и мелкой моторики, сенсорики и прососодики, усвоения языковых закономерностей и формирования гармоничной личности ребенка.
Организация получения образования обучающимися с ТНР регламентирована ст. 79 ФЗ РФ 273 «Об образовании». Согласно закону общее образование детей с ОВЗ осуществляется в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Обучение может происходит совместно с другими учащимися или воспитанниками (при инклюзии: наполняемость класса не более 25 человек, из которых не более 5 детей с ТНР). В отдельных учреждениях коррекционного вида (класс для детей с ТНР не может превышать12 человек).
Дети с ТНР нуждаются в специализированных методах обучения и воспитания, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление нового материала и его поэтапное закрепление. Требуется время и дополнительные усилия для активизации учебных навыков, проведения предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы, образовательной лексической базы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Презентация.
В презентации даны общие характеристики нарушений звукопризношения....
Характеристика нарушений речи
В данной статье содержится информация об этиологии, патогенезе, формах, прогнозе течения таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислалия....
Лингвистическая характеристика нарушений речи
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов....
Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы правильно выстроить работу по коррекции нарушенных звуков, необходимо знат...
Клиническая характеристика нарушений речи
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга)и патологического (болезненн...
Понятие и характеристика театральных игр как художественной деятельности, их виды условия и значение в развитии речи дошкольников.
Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологич...
ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
По-моему, воспитывая ребёнка, одна из основных задач это развитие у него знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Формирование этих знаний начинается с чувственного ознакомления с явлениями окр...