РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАРУШЕНИЮ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
консультация
В этих рекомендациях родители узнают, как понять, что у ребенка трудности в письме и чтении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_chteniyu_i_pismu.docx | 151.83 КБ |
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАРУШЕНИЮ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ВАШИХ ДЕТЕЙ
У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме.
Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).
Данные нарушения возникают из - за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.
Оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, связанное с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.
В ваших силах устранить эти предпосылки до начала школьного обучения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса: предметного, буквенного).
2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный, по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется следующим.
Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.
Определите уровень сформированности пространственных представлений у ребенка. Используйте в повседневной жизни тренинговые задания на дифференциацию правой и левой частей тела, ориентировку в окружающем пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Муха».
Для этого упражнения требуется лист бумаги с расчерченным на нём девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).
Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.
Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
Выявление предпосылок оптической дисграфии
Одним из самых простых способов выяснения сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Попросите ребенка выполнить следующие задания:
1) Положи один карандаш НА книгу, другой – ПОД книгу, третий – В книгу, четвертый – ЗА книгу, пятый – ОКОЛО книги, а шестой удерживай НАД книгой.
2) Возьми карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги, ОТ книги.
Чтобы выяснить уровень развития у ребенка зрительного анализа, достаточно предложить «Найти отличия» в двух рисунках.
Способность ребенка сложить из кубиков или мозаики по образцу какой-либо узор демонстрирует его умение синтезировать отдельные части в целый предмет.
В домашних условиях рекомендуется регулярно в виде игры предлагать ребенку различные упражнения, направленные на: уточнение пространственного расположения букв
* Найди букву в ряду сходных (ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ ВБ и т. д.)
* Сконструировать букву из любых материалов (конструктора, шнурков, мозаики, фасоли, пластилина, скрутить из проволоки и т. д.)
* Определять различия сходных букв.
* Показать правильную букву среди неправильных.
* Дописывание недостающих элементов буквы.
* Срисовывание, вырезание буквы, обведение контура, письмо в воздухе, на ладошке, на спине.
Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш, и он выписывает им буквы на потолке.
Нужно обратить внимание на последовательность обучения.
Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге. Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна быть минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...