«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
статья (старшая группа)

Филиппова Анастасия Сергеевна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry.docx15.36 КБ
Файл rodit_sobranie_5_6_let.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №11» город Бийск

Статья

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Автор. Филиппова Анастасия Сергеевна,

воспитатель, высшая категория

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

«Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности . Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социальноэкономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал Леонардо да Винчи. Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции. Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы. Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.). Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Работу над этой темой я начала с детьми со средней группы . Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» дошкольные группы

Родительское собрание:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет»

Подготовила и провела

воспитатель:Филиппова А.С

Бийск 2021

Родительское собрание в старшей группе

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:  

  • Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
  • Прослушивание видео  - записи детей «Как читают стихи наши дети»
  • Консультация «Речевое развитие в семье»
  • Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 -6 года жизни»
  • «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Ход мероприятия

Воспитатель: -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

Е.Щукина.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Сейчас я предлагаю вам давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Родители: ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

- Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.

- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

Воспитатель: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

-Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах»«Кошкин дом»«Репка» и т. д.)

А сейчас мы с вами рассмотрим особенности развития речи детей старшей группы.

Игра с загадками

Загадки отгадывают и выставляют отгадки (собаку, кошку, мышь, и репку)

1. Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака)

2. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)

3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).

4. Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

Воспитатель-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите  личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • Общения ребёнка со сверстниками
  • Строение артикуляционного аппарата
  • Речь взрослых (как образец для детей)
  • Развитие мелкой моторики
  • Чтение детям художественной литературы
  • Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

- Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

- Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

- Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

- советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Воспитатель-А сейчас предлагаю прослушать чтение стихов детьми - какие изменения в речи детей произошли?

- Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

- Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и  упражнения.

Характеристика речи детей

- Главное направление  в развитии речи детей– освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-6го года жизни встречаются следующие нарушения:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

- Речь детей старшей группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

Воспитатель-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать,  как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

ВоспитательУважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

1.Станция «Творческая».

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

- луна (яркая, растущая и т.д.).

  1. Станция «Сказочная».

ВоспитательСказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(«Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! («Репка»)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! («Курочка ряба»)

3.        Станция «Ловкие пальчики»

ВоспитательЗнаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

  1. Станция «Игровая».

Игры для формирования звукопроизношения.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Воспитатель предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

Итог родительского собрания:

- родители задают вопросы на уточнение;

- анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.

Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

Решение текущих вопросов.

Подведение итогов. 

К концу года дети старшей группы:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого,  повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Протокол родительского собрания

Родительское собрание от 15.09.2021г.

Председатель: Воробьевская Д.А.

Секретарь: Тюнина М.А.

Присутствовали: 21 родителей воспитанников.

Отсутствовали: по семейным причинам 8 человек.

Повестка дня:

Тема «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет»

  • ​ Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
  • Прослушивание видео  - записи детей «Как читают стихи наши дети»
  • Консультация «Речевое развитие в семье»
  • Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 -6 года жизни»
  • «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

         В начале родительского собрания, чтобы снять напряжение воспитатель Филиппова А.С рассказывает что такое речь и основные моменты. После этого предлагает на ощупь определить, кто сидит в волшебном мешочке и предлагает вспомнить сказки, где присутствует герой. Далее родителям предлагаются загадки, где они коллективно должны отгадать и выявляют факторы успешного развития речи ребёнка-

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

  • Общения ребёнка со сверстниками
  • Строение артикуляционного аппарата
  • Речь взрослых (как образец для детей)
  • Развитие мелкой моторики
  • Чтение детям художественной литературы
  • Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

По второму вопросу воспитатель  предлагает прослушать чтение стихов детьми - какие изменения в речи детей произошли?

- Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

- Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

По третьему вопросу выступила Анастасия Сергеевна характеристика речи детей пятого- шестогогода жизни

- Главное напра вление  в развитии речи детей– освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей встречаются следующие нарушения:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

- Речь детей старшей  группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

Далее предложила поиграть и отправиться на разнообразные станции, где родители наглядно видели, что лучше всего влияет на развитие речи детей, какие игры можно использовать дома.

Были вопросы родителей по режиму, как дети питаются, воспитатель на все вопросы дал ответ

      Был выбран родительский комитет. Все родители поддержали.

    Решение: Принимать активное участие в воспитании детей, с помощью игр, находить время для общения со своим ребенком. Следовать рекомендациям воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, ...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"

Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»

Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...