"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"
методическая разработка по математике на тему
Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2015-2016_docx.docx | 27.47 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Еланский детский сад» комбинированного вида
Тема по самообразованию: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Исмаилова Эльвира Анатольевна
2015-2016 учебный год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Сроки: учебный 2015 – 2016 год
Практический выход: творческий отчет, выступление на родительском собрании.
План на 2015 -2016 учебный год
сентябрь 2015— октябрь 2015
Изучение литературы по данной теме
Ноябрь 2015г. – январь 2016г.
«Форма и цвет»
- Изготовление и проведение дидактических игр:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Чудесный мешочек» (формы)
- Оформление картотеки дидактических игр по математике для детей
старшего дошкольного возраста.
Февраль 2015г. – март 2016 г.
«Количество и счёт»
- Изготовление и проведение дидактических игр:
«Веселый компот»
«Сделай по ровну»
«Собери бусы»
«Божьи коровки»
«Магазин игрушек» (много, один, поровну)
- Изготовление карточек для картотеки «Игры по формированию элементарных математических представлений.
Апрель2015г. – май 2016 г.
«Ориентировка в пространстве».
- Изготовление и проведение дидактических игр:
« Ориентируемся в пространстве»
«Передай соседу»
«Найди предмет»
- Оформление информации для родителей.
- Пополнение игровой зоны настольными играми
Вопросы для изучения | Форма исполнения | Выход информации | |
Сентябрь – октябрь |
«Дидактическая игра средство развития дошкольников 3-7 лет» | Подбор дидактических игр для старшего дошкольного возраста | Оформление картотеки |
Ноябрь – январь | Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» (средняя группа) «Форма и цвет» | Пополнение картотеки Доклад «Условия и средства для полноценных игр» Изготовление и проведение дидактических игр: • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» (геометрическая мозаика) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Чудесный мешочек» (формы) | Оформление карточек для картотеки Выступление на родительском собрании (демонстрация дидактических пособий) Пополнение пособий для занятий и индивидуальной работы по ФЭМП |
Февраль – март | Давитчук А.Н, Семехова Л.Г. «Дидактическая игра средство развития дошкольников 3-7 лет «Развитие способности выделять свойства предметов, объединять и систематизировать их по выделенным свойствам» «Количество и счёт» | Памятки для родителей Изготовление и проведение дидактических игр: «Веселый компот» «Сделай по ровну» «Собери бусы» «Божьи коровки» «Магазин игрушек» (много, один, поровну) | Индивидуальные консультации Индивидуальная работа по ФЭМП |
Апрель – май | «Развитие элементарных представлений о пространственных отношениях | Изготовление и проведение дидактических игр: « Ориентируемся в пространстве» «Передай соседу» «Найди предмет» Оформление информации для родителей. | Пополнение игровой зоны настольными играми Папка-раскладушка «Развиваем, играя! |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Еланский детский сад» комбинированного вида
Тема: «Отчет о проделанной работе по самообразованию»
Воспитатель 1-й квалификационной категории
Исмаиловой Эльвиры Анатольевны
2015-2016 учебный год
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.
Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.
Центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
В связи с этим была поставлена цель: прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте;
- приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Я поняла, что в дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Если ребенок в игре почувствовал затруднение, я стараюсь ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время прогулок. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.
При подготовке к проведению дидактических игр помню, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях, в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным».
Я, использую интерес детей к игровому действию, побуждаю их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (игра «Лото»). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
В группе оформлен уголок математики. При его организации я ставила перед собой следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы – стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.
В нем находятся игры, пособия и материалы по математике. Детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой группой.
В течении года уголок пополняли математическими играми, изготовили такие игры как:
- «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
- «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
- «Подбери ключик к замочку»
- «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
- «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
- «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
- «Чудесный мешочек» (формы)
- «Веселый компот»
- «Сделай по ровну»
- «Собери бусы»
- «Божьи коровки»
- «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
- « Ориентируемся в пространстве»
Считаю важным развивать у детей мелкую моторику, логику. Для этого составила картотеку игр с математическим содержанием.
В процессе обучения и воспитания детей систематически провожу мониторинг уровня усвоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ. Уровень развития детей по математическому развитию имеет положительную динамику.
В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Литература
- Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 -
с.60-66.
- Бурцева И. В. Дидактические игры для детей среднего возраста.//
Дошкольная педагогика -2013 -63.
- Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей):
Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
- Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития
дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 173 с.
- Прокофьева А. Г. 100 развивающих игр для детей. – М.: «Издательство Мир
книги» 2008г.
- Сорокина А. И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, ...
ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".
Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....
"Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений"
Консультация для родителей...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»
Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...
"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в детском саду"
консультация для педагогов...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныш...
- Мне нравится (1)