Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений
консультация по математике (средняя группа) на тему

Татарченкова Надежда Ивановна

  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskoy_igry_1.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство формирования                  элементарных математических представлений

План

1.        Введение

2.        Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников.

2.1.        Сущность дидактической игры

2.2.        Структура дидактической игры

3.        Выводы

4.        Список игр

5.        Литература

Введение

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Сущность дидактической игры

Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи способствуют развитию логического мышления, развитию быстроты мышления, находчивости, смекалки. В самом начале занятия в средней   группе оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики.

 Занимательные математические игры наряду с другими используем для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении задач, стимуляции творческой инициативы.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом, объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений дидактический материал  включают в ход самого занятия, используют в конце его, когда наблюдаются снижение умственной активности детей, т.е. мышления, наблюдательности, памяти и внимания.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мысленную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышления, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для успешного развития ребёнка.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, участвовать в игре, выиграть. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести друзей по игре.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Ведь ребёнок играя - обучается.

Игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Для дидактических игр характерно наличие  обучающих задач.

Но если участник игры не овладевает знаниями, умственными операциями, которые не определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребёнок овладевает знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Структура дидактической игры.

          Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:

-        дидактическая задача;

-        игровые действия;

-        правила игры;

-        результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, (представления детей о природе, об окружающих предметах) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Правила игры. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Выводы

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении,    выделении,    назывании    множеств предметов,    чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.

Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи на формирования представлений.

Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Занимательный математический материал является хорошим средством  воспитания у детей уже  в дошкольном  возрасте интереса  к математике, к логике и доказательности рассуждении, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

           

          Изначальная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и предметы, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии   игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создает условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей детском саду.

Для дальнейшей работы воспитателя по формированию   познавательной активности по средствам подобранных нами дидактических игр мы составили несколько рекомендаций:

1.        Шире использовать дидактические игры с предметами и игрушками в течение дня.

2.        При проведении игр не забывать про улыбку, эмоциональный настрой и лаконичную речь.

3.        Подготовить игровой материал – красочный, яркий и привлекательный для детей.

4.        Планировать и выполнять в игре обучающие задачи.

5.        Установить преемственность использования дидактических игр между возрастными группами.

Ребенок, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Дидактические игры

1.        «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать память, внимание и воображение.

Правила: Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. Игровые действия: Дети делятся на две команды с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: - составление изображения предмета из геометрических фигур; работа по условию (собрать фигуру человека); работа по собственному замыслу.

2.        « Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

Правила: Перед детьми на столе полный набор геометрических фигур. Играют парами. У играющих полный набор геометрических фигур. Один кладет на стол любую фигуру. Второй - должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком.

Игровые действия:    Первый игрок кладет на стол желтый большой треугольник,     второй   кладет  желтый   большой   квадрат  или   синий большой треугольник и т.д. (по типу домино).

3.        «Что изменилось»

Цель: закреплять знание цифр, развивать внимание.

 

Игровые действия: На доске - цифры от 1 до 5. Воспитатель предлагает детям поиграть. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну цифру. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось.

4.        «Узнай элементы узора».

Цель: Уточнить и закрепить представления об основных элементах узора, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и

быстроту реакции.

Правила: Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов узора подходят к элементам узора основной карты.

Игровые действия: Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно  рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

5. «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Правила: Обследовать фигуру на ощупь двумя руками, вынимать фигуру из мешочка можно только после того, как ее назвал.

Игровые действия: Воспитатель предлагает ребенку двумя руками наощупь выбрать фигуру в мешочке (держать фигуру в обеих руках, левой держать и поворачивать, а правой - ощупывать его пальцами), назвать, что нашел, и только потом достать из мешочка.

Подобранные игры способствуют развитию познавательной активности у детей; узнавать и называть предмет, закреплять знание цифр, развивать память, внимание, быстроту реакции, воображение, закреплять знания геометрических фигур, умение выделить характерные черты предметов (цвет, форму, величину) и как в любой игре, развитие стремления к самостоятельному решению поставленной задачи.

Дети с удовольствием играли в игры, которые предлагались, особенно они радовались играм с «чудесным мешочком». Больше всего им нравилось наощупь рукой в мешочке находить фигуры и отгадывать их.

Для дальнейшей работы воспитателя необходимо: шире использовать дидактические игры в течение дня; игровой материал должен быть красочный, яркий и привлекательный для детей; не забывать про улыбку, эмоциональный настрой и лаконичную речь.

 Литература

1.        Л.А.Венгер.      Дидактические   игры   и   упражнения   по   сенсорному воспитанию дошкольников, М., 1978

2.        З.А.Михайлова  Игровые занимательные  задачи для дошкольников, М.,1985

3.        А.А.Смоленцева   Сюжетно-дидактические    игры   с   математическим содержанием, М., 1987

4.        В.П.Новикова,   Математика   в  детском  саду,   Средний  дошкольный возраст, М., 2003

                                                                                                            2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"

Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»

Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныш...