ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОВЗ
консультация

Багирян Мария Викторовна

МБДОУ детский сад № 50 города Ставрополя посещают 167 детей с ОВЗ и 12 детей-инвалидов, что составляет 88% от общего числа воспитанников. Для детей - инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для осуществления воспитательно-образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных образовательных потребностей с учетом ИПРА. Проектирование маршрута осуществляется консилиумом (ППк ДОУ), где предусматривается создание специальных условий образования и воспитания данной категории воспитанников.

Режим ограничительных мер, безусловно, изменил отношение дошкольных организаций к поиску новых форм взаимодействия с родителями воспитанников. Педагогам приходится постоянно саморазвиваться, вводя в образовательный процесс что-то новое, шагающее в ногу со временем. Для того, чтобы «не выпадать» из образовательного процесса педагог должен иметь арсенал деятельности не только в режиме офлайн, но и онлайн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bagiryan_m.v.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОВЗ.

Багирян М.В.

социальный педагог МБДОУ

детского сада № 50 города Ставрополя

Современное образование претерпевает постоянные изменения. С введением Федерального государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО) 17 октября 2013 г. изменились подходы к построению всего образовательного процесса, появились новые аспекты взаимодействия семьи и ДОУ.

Сотрудничество семьи и ДОУ – одна из злободневных проблем дошкольного образования. Для привлечения родителей к совместному воспитанию дошкольников, коллектив ДОУ активно использует новые формы работы с семьей, которые дают возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

МБДОУ детский сад № 50 города Ставрополя посещают 167 детей с ОВЗ и 12 детей-инвалидов, что составляет 88% от общего числа воспитанников.

Для детей - инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для осуществления воспитательно-образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных образовательных потребностей с учетом ИПРА. Проектирование маршрута осуществляется консилиумом (ППк ДОУ), где предусматривается создание специальных условий образования и воспитания данной категории воспитанников.

Режим ограничительных мер, безусловно, изменил отношение дошкольных организаций к поиску новых форм взаимодействия с родителями воспитанников. Педагогам приходится постоянно саморазвиваться, вводя в образовательный процесс что-то новое, шагающее в ногу со временем. Для того, чтобы «не выпадать» из образовательного процесса педагог должен иметь арсенал деятельности не только в режиме офлайн, но и онлайн.

Традиционные формы организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям. Как построить эффективную работу с родителями?

Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений дошкольного образования. Рассмотрим несколько основных форм, используемых для повышения эффективности работы педагога с родителями.

1. Электронная почта. Использование электронной почты позволяет педагогам группы оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого дошкольника, организуя при этом индивидуальный диалог. Электронная почта может активно использоваться для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми. Если ребенок отсутствует по болезни или отпуску, высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе коррекционно-развивающей работы. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты.

2. Мессенджеры. На сегодняшний день доступно множество приложений для мобильных устройств, которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио и видео звонками в приложениях: WhatsApp, Viber, Skype, Telegram. Большинством этих приложений активно пользуются педагоги  и родители воспитанников для совместной работы в рамках, которых родители оперативно информируются о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому дошкольнику. Плюсы использования данных сервисов - быстрый обмен видео и фотографиями с моментами занятий с детьми. Необходимое условие использования данных приложений - заранее оговаривать правила общения в чате.

3. Онлайн – консультации. Проводятся посредством программы Skype. Данная форма интерактивного общения предоставляет родителям возможность задать интересующие вопросы по воспитанию и развитию ребенка в индивидуальном и комфортном формате. С технической стороны для онлайн-консультирования необходимо иметь компьютер, подключенный к сети интернет, микрофон, наушники или колонки, веб-камеру и установленную программу Skype.

4. Создание закрытых групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Закрытая группа - это сообщества, доступ к материалам которых ограничен для сохранения конфиденциальных данных и доступен только участникам этой группы. Администратор группы размещает необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов. Родители получают возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам.

5. Сайт детского сада. На официальном сайте ДОУ размещены различные материалы, где родители могут получать информацию о нормативных документах, специфике работы ДОУ, о коллективе. На сайте детского сада родители узнают последние новости о проводимых мероприятиях, о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, рекомендации по профилактике COVID-19 и ОРВИ. Также на сайте размещена информация о правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, обеспечению условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, публичности и открытости педагога группы и дошкольной образовательной организации в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

6. Zoom и Сферум. Платформы для проведения видеоконференций, позволяющие общаться с родителями воспитанников, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. Используются педагогами для проведения онлайн - встреч, для проведения индивидуальных и групповых тренингов или консультаций, проведения мастер-классов, родительских собраний и просто для общения педагогов с воспитанниками и их родителями. Проводя родительское собрание в формате «прямого эфира» педагог может привлечь большее количество родителей к этому собранию, осветить нужные позиции своего выступления, оперативно ответить на вопросы. Во время прямого эфира все участники могут писать комментарии в чат и задавать вопросы.

7. Персональные  сайты педагогов в социальной сети работников образования nsportal. На сайте  размещены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям, ссылки на образовательные Интернет–ресурсы и другое. Доступ к этим материалам свободен. При работе учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах общения родителей и педагога, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику на условиях добровольного согласия.

Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в практике детских садов, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться и делиться актуальной информацией, экономят время, позволяют, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.

Однако многим родителям и педагогам все еще тяжело выходить из «зоны комфорта» переходя на дистанционные формы работы. Скачивать  приложения, регистрироваться на сайтах получается не с первого раза и зачастую вызывает бурю негативных эмоций. Следует учитывать, что любая новая информация, новые действия требуют времени для проработки.

Результатом использования интерактивных форм в работе с родителями   в ДОУ стало создание целостной системы психолого-педагогического просвещения, адекватной социальному заказу родителей с учетом реальных возможностей ДОУ. Интерактивное направление позволило внедрить оптимальные формы и методы работы с семьей.

Показателями результативности в реализации системы работы с родителями стали:

– удовлетворенность качеством работы ДОУ;

– удовлетворённость информированностью по воспитательным, образовательным, правовым вопросам;

– партнерские отношения взаимодействия родителей с педагогами и руководителями.

Родители воспитанников являются активными участниками во всех делах детского сада, помощниками педагогов в вопросах развития  детей.

Отмечен рост заинтересованности родителей к содержанию воспитательно-образовательного процесса, к участию в совместной творческой деятельности с детьми, создание атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения.

Несомненно, в работе педагогов с родителями важно использовать Интернет-ресурсы, учитывая их минусы и ограничения.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный  заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа с семьей в ДОО. Современные подходы. М.: Сфера, 2019.
  2. Матушкина С.Е. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС. Волгоград: Учитель, 2020.
  3. Ткачева В.В., Устинова Е.В., Болотнова Н.П.  Психокоррекционная  работа     с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. М: Инфа-М, 2019.
  4. http://nsportal.ru/
  5. https://stavsad50.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...

Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения -...

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.

Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей ст...