Конспект НОД
консультация (старшая группа)

Тейхриб Людмила Владимировна

Конспекто занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как научить ребёнка считать24.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ДИТЕЛЕЙ

«УЧИМ МАТЕМАТИКУ ДОМА»

      Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 
Стоит до школы научить ребенка различать:

  • пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.)
  •  узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
  •  величину предметов
  •  понятия  "больше", "меньше", "часть", "целое"
      Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
    Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
        Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
    Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
         Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
         Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
        Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
    Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
       Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
    Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
    Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 
    Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
    Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
    Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.

воспитании детей»

     Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы.                Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.
    Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.
    Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения.

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

  Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

  В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

 Потешки-утешалки 

* * *

У лесы боли,
У волка боли,
У моего сыночка (дочки)
Боль на берёзку
В лес улети

* * *

Ани-бани, трукатани, 
Едет баба по Рязани, 
Она едет на печи, 
Продает калачи. 
Калач 
Горяч, 
Выходи, 
Не плачь!

  Просыпаемся с потешкой

Потянушки - потягушки, 
Кто тут сладкий на подушке? 
Кто тут нежится в кроватке? 
Чьи тут розовые пятки? 
Это кто же тут проснулся, 
Кто так маме улыбнулся? 
И кого так любит мама? 
Вот тут кто любимый самый!

Умываемся с потешкой

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

Моем ручки до и после еды с потешкой

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Кушаем с потешкой.

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели понемножку.

***

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Потешки для зарядки

  Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером.

Мы ногами топ, топ!
Мы руками хлоп, хлоп!
Мы глазами миг, миг!
Мы плечами чик, чик!

Раз сюда, два сюда 
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя!
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали,
Словно ванькой-встанькой стали.
А потом пустились вскачь 
(подскоки в движении по кругу)
Будто мой упругий мяч.
Раз, два, раз, два 
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.

***

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так

 (круговые движения головой)
Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали, 
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали,

А потом они ходили

 (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.

 (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали, 
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали, 
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Потешки - ладушки (зарядка для пальчиков).

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

***

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

 Потешки для одевания.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

***

Маша варежку надела: 
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
 
Маша варежку сняла: 
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
— Как живешь?

Потешки перед сном.

За окошком вечер,
А на небе месяц...
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

***

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей. 

Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....