Игры на развитие речи и психических процессов для детей 5-7 лет.
консультация (старшая группа)

Лещевая Наталья Владимировна

Игры и упражнения на развитие психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Игры на развитие речи и психических процессов для детей 5-7 лет.

                                                           Речь и мышление.


- «Рыба, птица, зверь» («Фрукт, овощ, ягода» и т.п.). Ведущий, указывая на каждого участника, произносит «рыба, птица, зверь». Тот, на ком остановилась считалка, должен назвать любого животного и т.д. Если ответ неверный, участник выбывает.

- «Я знаю». Ведущий даёт детям общее понятие и просит назвать к нему 5 подходящих названий (н-р, 5 названий птиц, городов и т.п.)

- «Сюжетные картинки». Ребёнку даётся 3-4 карточки, связанные одним сюжетом, которые ему необходимо разложить по порядку и рассказать, что происходит, какое событие произошло сначала, которое потом и почему.

- «Всё наоборот». Ведущий называет слово, ребёнок должен подобрать к нему противоположное по значению (сладкий - горький, медленно – быстро).

- «Аналогии». Ребёнку предлагается пара слов, связанная определённым смыслом, затем называется слово, к которому он должен подобрать слово по смыслу аналогичное с первой парой (гнездо – птица, рыба - …; карандаш – грифель, ручка - … и т.д.)

- «Нелепицы» («Чего не бывает»). Ребёнку предлагается картинка, где нарисованы предметы, сюжеты с ошибками. Он должен отыскать все ошибки и объяснить почему так не бывает и как правильно.

                                                                        Речь и внимание.

- «Не пропусти растение» (профессию, животное и пр.). Дети садятся в круг и слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны выполнить определённое действие (н-р, поднять руки, встать). Игру можно усложнить, добавив ещё одно задание.

- «Много - один». Дети садятся в круг. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (коты – кот, леса – лес, рты – рот и т.п.).

                                                                     Речь и память.

- «Я положил в мешок» («Снежный ком»). Ведущий, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-то от себя: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и так далее. Можно просто добавлять по одному слову, относящемуся к данному понятию (фрукты), а можно подбирать слова по алфавиту.

- «Кто больше запомнит?». Ведущий выкладывает на стол 6 – 10 предметов, детям предлагается запомнить все предметы. Ведущий закрывает предметы салфеткой, а ребенок перечисляет всё, что запомнил, остальные дополняют его. Можно предложить детям слова для запоминания, относящиеся к определённому понятию.

- «Чудесный мешочек». В мешочек кладут несколько предметов. Дети по очереди ощупывают предметы в мешочке, не называя их, а только запоминая что это, на что похоже, какое на ощупь. Затем стараются назвать, что могло быть в мешочке.

                                                                  Речь и воображение.

- «И хорошо и плохо». Детям предлагается, пользуясь категорией «хорошо – плохо», оценить различные явления природы, действия, предметы (н-р, зима – почему это хорошо, а почему это плохо; или гулять в лесу и хорошо и плохо, почему? и т.п.).

- «Составь предложения». Ребёнку предлагается набор слов, используя которые он должен составить предложение (н-р., «лампочка, дерево, высокий»).

- «А что дальше?». Ребёнку предлагается картинки с определённым сюжетом. Внимательно посмотрев на них, он должен придумать, что могло произойти с героем дальше.

- «Нарисуй сказку». Ведущий читает детям знакомую сказку. Предлагает зарисовать сказку в виде схемы. Для этого вместе определяют главных героев, их последовательные действия и способ рисования. После разбора одной наиболее простой сказки, дети могут самостоятельно придумывать свои схематичные рисунки и рассказывать по ним сказки и небольшие рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 4-5 лет

Материал составлен по "Рабочей тетераде дошкольника",  30 занятий для успешного развития ребенка 4 лет, автор Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 5-6 лет

Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет, авторы Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербина С.В....

«Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно....

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка....